Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Кремль заткнет нефтяной фонтан

Кремль заткнет нефтяной фонтан

Москва поддержит продление сделки с ОПЕК по сокращению добычи «черного золота»

Россия и страны-члены ОПЕК договорились продлить сделку о сокращении добычи нефти до конца 2018 года. Конкретно речь идет о снижении нефтедобычи на 1,8 млн. баррелей в сутки к уровню октября 2016 года. Об этом в пятницу, 24 ноября, сообщило агентство Bloomberg.

В тот же день, избегая категоричных формулировок, информацию подтвердил министр энергетики РФ Александр Новак.

«Мы еще не достигли до конца целей по балансировке рынка, и сегодня практически все выступают за то, что необходимо дополнительно продлить сделку, чтобы достичь окончательных целей. В принципе Россия тоже поддерживает такие предложения, рассматриваются разные варианты», — сказал министр в эфире телеканала РБК.

Заметим: о возможности продления сделки ОПЕК+ говорил еще в начале октябре президент РФ Владимир Путин. Однако переговоры продолжались до последнего момента. Теперь, утверждает Bloomberg, принципиальное решение достигнуто, и 30 ноября в Вене состоится встреча участников ОПЕК+, на которой стороны обсудят детали исполнения договоренностей.

Москве решение продлить сделку далось, судя по всему, непросто. 21 ноября стало известно, что российские нефтяные компании на совещании с Александром Новаком без энтузиазма поддержали идею продления соглашения. А «Газпром нефть» якобы прямо выступила против сокращения добычи еще на 9 месяцев (потом эту информацию опроверг представитель «Газпром нефти»).

Кроме того, «Роснефть» впервые допустила перенос новых проектов из-за сделки ОПЕК. Как заявлял вице-президент «Роснефти» по добыче Эрик Лирон, может быть отложен запуск Русского нефтегазоконденсатного месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе, а также Юрубчено-Тохомского месторождения в Красноярском крае. Планировалось, что первое будет запущено в 2018 году, и станет производить 6,4 млн. тонн нефти в год, второе — в 2017-м, с добычей 5 млн. тонн в год.

Тем не менее, тактически для России игра с ОПЕК стоит свеч. В октябре Новак сообщил, что дополнительные доходы бюджета РФ от сделки по сокращению добычи нефти оцениваются в сумму от 700 млрд. до 1 трлн. рублей.

«Компании также выиграли от данной сделки за счет повышения цен на нефть примерно на 30% с начала 2016 года», — заявил министр в интервью журналу «Нефтегазовая вертикаль».

Новак отметил, что спрос на нефть в мире в 2017 году растет быстрее, чем ожидалось — «в этом году он на 1,4 млн. баррелей в сутки выше, чем в 2016-м». Ранее он сообщал, что участники ОПЕК+ ожидают роста спроса на нефть во второй половине 2017 года в 2 млн. баррелей в сутки по сравнению с первым полугодием.

Что стоит за решением о продлении сделки с ОПЕК, насколько оно выгодно России?

— Ситуация с продлением соглашения с ОПЕК довольно неустойчивая, — отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — Картель предварительно договорился с Россией, но остаются вопросы по Ирану и Ираку, плюс совершенно точно к соглашению не присоединится Бразилия. С другой стороны, в ближайшие время может сократиться добыча в Венесуэле из-за нестабильной внутриполитической обстановки и ожидаемого дефолта.

Поэтому 30 ноября в Вене соглашение о сокращении нефтедобычи будет, скорее всего, продлено. Но до сих пор открытым остается ключевой вопрос — насколько его продлевать? Потому что не вполне понятно, как будет складываться ситуация с предложением на нефтяном рынке.

«СП»: — То есть, предложение нефти может вырасти?

— Судите сами. Сейчас ограничение добычи не запрещает ряду производителей, в том числе России, экспорт наращивать. За увеличение экспортных поставок Москва уже сейчас подвергается критике со стороны ОПЕК, хотя мы по экспорту никаких соглашений не подписывали, и ничего сокращать не обещали.

Есть еще один момент. Если соглашение будет продлено до конца 2018 года, цены на нефть будут держаться в коридоре $ 50−60 за баррель. Это создает благоприятные условия для сланцевых компаний в США.

Сланцы пока никак себя не проявляют. Видимо, они выжидают, а заодно решают внутренние проблемы: консолидации отрасли, реструктурирования долгов, перехода на новые технологии. Весьма вероятно, что, решив эти проблемы, сланцевые компании значительно увеличат добычу даже при текущих нефтяных котировках.

Наконец, нарастить добычу могут отдельные страны. Например, только в октябре на 8% прибавила добычу Норвегия, собирается наращивать объемы еще и Бразилия. 

Поэтому перспектива соглашения с ОПЕК выглядит непростой. Неслучайно Новак говорит, что даже в случае пролонгации сделки цена барреля будет держаться в коридоре $ 50−60. Никто из крупных игроков не ждет взлета нефти до $ 70 за баррель. Скорее, сохранится слабый тренд вниз от текущих уровней.

С другой стороны, если 30 ноября в Вене что-то пойдет вопреки ожиданиям — например, соглашение будет продлено на срок менее 9 месяцев, — рынок будет разочарован. Это неизбежно приведет к ускоренному падению цен — до $ 55 за баррель и даже ниже.

«СП»: — России такая ситуация выгодна?

— Она выгодна исключительно спекулятивным игрокам. А нам она дает повод к дополнительным размышлениям по поводу соглашения с ОПЕК.

К концу лета, после упреков со стороны ОПЕК, что РФ не выполняет обязательств по сокращению добычи, мы начали действовать в соответствии с духом и буквой сделки. В результате мы сразу получили резкое торможение добычного комплекса — в сентябре-октябре он рос всего на 0,1% в месяц. Именно это привело к нулевому росту промышленности РФ в целом (вклад нефтедобывающего сектора в этот показатель очень весом), с крайне слабыми перспективами роста до конца года.

Если мы посмотрим на прогнозы на 2018 год, то обнаружим: от того, что мы будем сдерживать добычу и повышать мировые цены на нефть, промышленность РФ ускоренный рост точно не ждет.

И здесь возникает вопрос политического выбора: что важнее — гарантированное торможение промышленного выпуска и общего экономического роста РФ, при увеличении нефтегазовых доходов, или же более сбалансированное развитие экономики, пусть при меньших доходах от нефти и газа?

«СП»: — Как на этот вопрос отвечает правительство РФ?

— Внятного ответа кабмин не дает. Но ясно одно: в России начинается новый политический цикл, и государству надо хотя бы в ближайшие полгода свято исполнять свои социальные обязательства. Для этого нужны дополнительные финансовые ресурсы, а их при нынешней экономике могут дать только высокие цены на нефть.

Поэтому правительство рассуждает примерно так: пока будем ориентироваться на высокие нефтяные цены, а с мая начнем думать, как выходить из создавшегося положения. Например, на переговорах с ОПЕК зарезервируем позицию, что для пролонгации соглашения нужно обсуждать и фиксировать ограничение экспорта. Эта позиция никогда не будет реализована, и в нашем дальнейшем участии в сделке ОПЕК+ будет поставлена точка.

Вместе с тем, кабмину надо ясно понимать внутренние задачи по производству. Например, легендарное Самотлорское месторождение, которое разрабатывает «Роснефть», находится на грани полной выработки. Грубо говоря, в 100 литрах добываемой там жидкости 96 литров воды и только 4 литра нефти. По оценкам, чтобы удерживать текущий уровень нефтедобычи, России требуются гигантские инвестиции. Для этого до 2035 года в «нефтянку», по самым скромным подсчетам, необходимо вложить $ 1 трлн.

И возникает вопрос: могут ли позволить себе такие инвестиции отечественные компании? На мой взгляд — вряд ли.

В результате, правительству РФ необходимо ответить на следующие вопросы: сколько нефти нам нужно на самом деле, и что мы будем с ней делать? Будем и дальше гнать ее на экспорт, или пойдем на структурный маневр, пустив доходы от «нефтянки» сначала на нефтепереработку, затем на нефтехимию, а потом будем надстраивать над этой базой современные химические комплексы и тонкие отрасли, начиная от фармацевтики и заканчивая производством композитных материалов?

Эти вопросы сегодня тоже остаются без ответа. Они обсуждаются экспертным сообществом, по ним идет дискуссия в правительстве. Тем не менее, ясности до сих пор нет. И чем скорее она появится, тем больше шансов, что Россия выйдет из нынешнего экономического тупика.

 — Сейчас важно питать нефтяной рынок правильными новостями, чтобы поддерживать неоднозначность на нем, и держать спекулянтов в тонусе, — отмечает глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — Именно такие подходы практикуют участники ОПЕК+. Поэтому мы и видим максимально размытые заявления всего за неделю до саммита нефтяных производителей в Вене.

Биржевая среда кормится слухами, это хорошо видно по Bloomberg, и эти слухи подстегивают рынок. Мы видим, что нефтяные цены стабильно не опускаются ниже $ 63 за баррель, и скорее всего, будут подбираться к $ 65.

Другое дело, что национальные компании, занимающиеся нефтедобычей, оценивают соглашение с ОПЕК по-разному. Та же «Газпром нефть», по слухам, настаивает на том, чтобы ей в виде исключения позволили увеличивать добычу даже в случае пролонгации сделки.

На мой взгляд, между участниками ОПЕК+ уже достигнута договоренность тянуть сделку до конца 2017 года. Но логично предположить, что в Вене будет объявлено о пролонгации соглашения только до середины 2018 года. Плюс, участники сделают рамочное заявление, что будут смотреть, как поведет себя рынок, прежде чем в очередной раз продлять сделку.

Такая тактика не позволит сланцевым компаниям четко планировать свои инвестиционные программы. Напротив, заявление о продлении следки ОПЕК+ до конца 2018 года может, наоборот, девальвировать устремления рынка. 

Источник: Свободная пресса, 26.11.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики