Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток-2»: «Газпром» прорвал санкции США

«Северный поток-2»: «Газпром» прорвал санкции США

Российский концерн, вопреки политике Вашингтона, получил доступ к западным кредитам

«Газпром» занял у международного синдиката банков € 1 млрд. на пять лет под 1,85%. Агентом по сделке выступает JP Morgan Europe Ltd. Кроме того, в ноябре 2017 года российский концерн заключил договор о привлечении кредита от UniCredit S.p.A. на € 700 млн. под 1,95% и сроком погашения в 2022 году. В среду, 29 ноября, «Газпром» раскрыл эту информацию в отчетности по МСФО.

Это значит, что острота проблемы с финансированием строительства Nord Stream 2 ощутимо снижается. Ранее глава австрийской OMV Райнер Зеле (OMV финансово участвует в строительстве газопровода вместе с Shell, Engie, Uniper и Wintershall) заявлял, что из-за угрозы американских санкций доля стоимости проекта, покрываемая за счет средств банков, будет уменьшена. Первоначально, заметим, акционеры рассчитывали с помощью кредитов покрыть 70% затрат на проект общей стоимостью € 9,5 млрд.

Напомним: в начале августа в США был принят закон о новых санкциях против России, которые касаются, в частности, Nord Stream 2. Закон, подписанный Дональдом Трампом, наделяет президента США правом вводить санкционные меры «в отношении любого лица, которое сознательно после принятия закона США совершало инвестиции или продавало товары, поставляло технологии или оказывало услуги России (на сумму более $ 1 млн. или в совокупности в течение года на сумму более $ 5 млн.) в сфере строительства и обслуживания российских трубопроводов, экспортирующих энергоресурсы».

Эти санкции еще не введены, закон лишь дает Трампу возможность их применить, и неясно, пойдет ли он на такой шаг. Тем не менее, сама возможность оказаться под санкциями пугает американские и европейские банки, и это затрудняет организацию проектного финансирования для Nord Stream 2.

Заметим: аналитики всегда сходились во мнении, что Nord Stream 2 AG сможет привлечь проектное финансирование даже без участия западных партнеров в капитале СП. Но с политической точки зрения проект, который первоначально позиционировался как общеевропейский, стал бы гораздо более уязвимым для критики оппонентов, а также для возможного изменения законодательства ЕС.

Да, западные партнеры продолжили бы оказывать ему лоббистскую поддержку, но это не стало бы эквивалентом финансового участия Запада в строительстве газопровода.

Займ «Газпрома», где агентом выступает филиал американского финансового холдинга со штаб-квартирой в Нью-Йорке, как раз укрепляет политические позиции Nord Stream 2. Теперь опасения Райнера Зеле, что участникам проекта придется рассчитывать на собственные средства, а также больше работать с азиатскими банками, кажутся преувеличенными.

По сути, JP Morgan Europe Ltd дает сигнал западным кредитным организациям, что иметь дело с «Газпромом» выгодно и безопасно. Как это меняет расклад сил вокруг Nord Stream 2?

— Ситуация доказывает, что западный банковский бизнес идет своим путем — учитывает санкционное поле, но решения принимает вполне прагматичные, — отмечает глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — Для «Газпрома» это хорошая новость. Возможность привлекать западные кредиты в российские газовые проекты доказывает, что концерн способен действовать единолично — даже в условиях ухудшения банковской конъюнктуры. А значит, даже при самом неблагоприятном сценарии — если ему придется финансировать строительство Nord Stream 2 в одиночку, — поиск денег не станет крупной проблемой. 

«СП»: — Означают ли нынешние кредиты, что банковский сектор уверен: Трамп не будет распространять санкции на российские газовые магистрали?

— У Трампа есть возможность ввести санкции, затрагивающие экспортные магистральные газопроводы РФ, но пока он за эту возможность поспешно не хватается. В разъяснениях к санкционному закону, подготовленных администрацией Белого дома, упор делается на санкции против российского нефтяного сектора, в частности, добычи нефти на шельфе. Что до газопроводов, они в этих разъяснениях упомянуты лишь вскользь. В результате, «Газпрому» самому приходится указывать в своих отчетах, что санкции США могут повлиять практически на все газовые экспортные проекты.

В этой ситуации европейские партнеры по Nord Stream 2 вынуждены действовать крайне осторожно. Они заявляют, что продолжат работать в рамках проекта, и сохранят движение средств, но при этом сдержанно отмечают, что продолжают изучать реакцию банковской среды на санкционную политику США.

Нынешнее участие JP Morgan Europe в качестве агента в одной из кредитных сделок, и UniCredit в другой, надо думать, вносят позитивную ноту в оценку реакции банков.

«СП»: — «Газпром» суммарно привлекает € 1,7 млрд. Все эти деньги пойдут на финансирование Nord Stream 2?

— Строительство Nord Stream 2 еще не началось. Тянуть «нитку» из двух точек, навстречу друг другу, планируется в 2019 году. Поэтому сейчас «Газпром» форсирует строительство «Турецкого потока» и так называемого Восточного маршрута — «Силу Сибири-1».

На деле, ударными для концерна будут и 2018 год, и 2019-й. Именно поэтому «Газпром» сейчас наращивает свою финансовую подушку. Как я понимаю, кредиты на € 1,7 млрд. не являются целевыми — концерн волен распоряжаться ими по собственному усмотрению.

Не исключаю, что часть этих денег пойдет на достройку «Турецкого потока» и «Силы Сибири», но и под Nord Stream 2 часть кредитных средств наверняка будет зарезервирована.

На деле, получение «Газпромом» западных кредитов можно расценивать как прецедент. Теперь, надо думать, лед с кредитами тронулся. Тем более, российский концерн считается в финансовой среде очень качественным заемщиком.

Надо понимать: банки банально стремятся заработать на процентах, и именно из-за санкций могут взимать значительную единовременную комиссию — ее размер может достигать 1,5−2% от тела кредита. А поскольку качественных и стабильных заемщиков на рынке не так много, теперь, надо думать, список желающих дать «Газпрому» в долг значительно расширится.

По сути, западный бизнес в очередной раз доказал, что двигается в своем русле, и прямой привязки к санкционному гнету не имеет. России, понятно, это только на руку. 

Автор: Андрей Полунин

Источник: Свободная пресса, 30.11.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики