Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Запасной маршрут: «Северный поток-2» уйдет из-за Дании «в дугу»

Запасной маршрут: «Северный поток-2» уйдет из-за Дании «в дугу»

Принятие Данией закона, который позволит ей запретить строительство газопровода Nord Stream 2 в ее территориальных водах, предусматривалось российской стороной заранее. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
"Дания новым законом дала старт двухходовке, к которой российская сторона давно готова. Сейчас Копенгаген устами МИДа откажет "Газпрому" в строительстве "Северного потока-2", после чего операторы проекта трубопровода немного изменят его маршрут, чтобы обойти территориальные воды Дании. Руководители Nord Stream 2 заранее заявляли, что отрицательное решение Копенгагена проект не заблокирует.
 
Мотивы датских властей вполне понятны – на них давит Брюссель в лице Еврокомиссии, которая в свою очередь выполняет распоряжение США препятствовать строительству российских газопроводов в Европе. Копенгаген, официально отказав в прокладке "трубы", сможет спокойно отчитаться: сделали все, чтобы помешать Москве. На этом роль Дании во всей этой истории закончится. Правда, велика вероятность, что Копенгаген может дорого заплатить за такой демарш", - отмечает специалист.
 
Парламент Дании единогласно принял закон, согласно которому целесообразность строительства газопроводов будет рассматривать не только энергетическое агентство, но и МИД. Документ принимался специально для "Северного потока-2", который РФ намерена проложить в датских территориальных водах у острова Борнхольм. Теперь МИД может объявить, что трубопровод не соответствует внешнеполитическим интересам страны, и отказать в строительстве.
 
"Россия подавала заявку на согласование маршрута газопровода еще весной, то есть Дания применяет новые правила игры к старому запросу. Понятно, что закон в Копенгагене принимался специально для противодействия российскому проекту, но такое поведение незаконно. И действия датской стороны "Газпром" вполне может обжаловать в европейском суде, потребовав компенсации стоимости разработки нового маршрута и разницы в стоимости прокладки "трубы" в обход Дании с первоначальным проектом.
 
Не факт, что российское руководство примет такое решение до 2019 года, когда "Северный поток-2" должен заработать. Пока Москва предпочитает не ссориться с европейскими государствами и проложить трубопровод. Но в перспективе такое судебное разбирательство перекликается с заявлениями главы МИД РФ Сергея Лаврова – платить за противодействие России придется исполнителям, а не заказчикам антироссийских инициатив – США и Брюсселю. Москва же покажет: решение ставить палки в колеса может выйти боком", - подчеркивает эксперт.

Энергобезопасность как предлог

До принятия нового закона Дания имела право отклонить заявку РФ на газопровод исключительно по экологическим соображениям. Аргументов в этом плане не было – вторая нитка трубопровода должна лечь параллельно первой на дне Балтийского моря, а аварии газопроводов ущерба экологии не наносят. Теперь правительство Дании получило официальные полномочия объявить "Северный поток-2" политическим проектом, влияющим на энергобезопасность ЕС и выдать отказ на строительство в территориальных водах страны.
 
"Северный поток-2" должен пересечь территориальные воды и исключительную экономическую зону Дании на участке протяженностью 139 км. Разрешения на строительство должны дать также власти Германии, России, Финляндии и Швеции, через чьи воды также пройдет новый трубопровод. Международные консультации необходимо будет провести с Латвией, Литвой, Польшей и Эстонией. Хельсинки заявили, что причин для отказа не видят, Москва и Берлин выступают за проект.
 
"Строящиеся Россией "Северный поток-2" и "Турецкий поток" заявлены как обходные газопроводы, которые заменят действующий маршрут через Украину.  Причем противодействие "Северному потоку-2" со стороны Брюсселя и подконтрольных ему государств идет беспрецедентное – правило Третьего энергопакета расширяют на морские газопроводы, появляется закон Дании. Однако Nord Stream 2, скорее всего, все же будет построен.
 
Другое дело, что уже начались разговоры о необходимости прокладки "Северного потока-3", так как спрос на российский газ в Европе растет. Такой проект даст повод Брюсселю заявить об угрозе российского газа энергонезависимости ЕС, и подключить весь спектр инструментов противодействия. То есть дальше развивать сотрудничество с Европой "Газпрому" без явной политической воли Брюсселя будет сложно.
 
Проблем энергобезопасности ЕС российские трубопроводы не создают – имеющиеся на территории Евросоюза мощности терминалов хранения сжиженного природного газа (СПГ) вполне позволяют отказаться от российского топлива. Но российское сырье существенно выгоднее поставляемого морем СПГ, потому вся история противодействия российским проектам имеет чисто экономическую подоплеку – не позволить Москве нарастить присутствие на европейском рынке, вынудив часть стран покупать более дорогое американское топливо", - заключает Игорь Юшков.
 
Автор: Максим Бут
 
Источник: Экономика сегодня, 30.11.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики