Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Запасной маршрут: «Северный поток-2» уйдет из-за Дании «в дугу»

Запасной маршрут: «Северный поток-2» уйдет из-за Дании «в дугу»

Принятие Данией закона, который позволит ей запретить строительство газопровода Nord Stream 2 в ее территориальных водах, предусматривалось российской стороной заранее. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
"Дания новым законом дала старт двухходовке, к которой российская сторона давно готова. Сейчас Копенгаген устами МИДа откажет "Газпрому" в строительстве "Северного потока-2", после чего операторы проекта трубопровода немного изменят его маршрут, чтобы обойти территориальные воды Дании. Руководители Nord Stream 2 заранее заявляли, что отрицательное решение Копенгагена проект не заблокирует.
 
Мотивы датских властей вполне понятны – на них давит Брюссель в лице Еврокомиссии, которая в свою очередь выполняет распоряжение США препятствовать строительству российских газопроводов в Европе. Копенгаген, официально отказав в прокладке "трубы", сможет спокойно отчитаться: сделали все, чтобы помешать Москве. На этом роль Дании во всей этой истории закончится. Правда, велика вероятность, что Копенгаген может дорого заплатить за такой демарш", - отмечает специалист.
 
Парламент Дании единогласно принял закон, согласно которому целесообразность строительства газопроводов будет рассматривать не только энергетическое агентство, но и МИД. Документ принимался специально для "Северного потока-2", который РФ намерена проложить в датских территориальных водах у острова Борнхольм. Теперь МИД может объявить, что трубопровод не соответствует внешнеполитическим интересам страны, и отказать в строительстве.
 
"Россия подавала заявку на согласование маршрута газопровода еще весной, то есть Дания применяет новые правила игры к старому запросу. Понятно, что закон в Копенгагене принимался специально для противодействия российскому проекту, но такое поведение незаконно. И действия датской стороны "Газпром" вполне может обжаловать в европейском суде, потребовав компенсации стоимости разработки нового маршрута и разницы в стоимости прокладки "трубы" в обход Дании с первоначальным проектом.
 
Не факт, что российское руководство примет такое решение до 2019 года, когда "Северный поток-2" должен заработать. Пока Москва предпочитает не ссориться с европейскими государствами и проложить трубопровод. Но в перспективе такое судебное разбирательство перекликается с заявлениями главы МИД РФ Сергея Лаврова – платить за противодействие России придется исполнителям, а не заказчикам антироссийских инициатив – США и Брюсселю. Москва же покажет: решение ставить палки в колеса может выйти боком", - подчеркивает эксперт.

Энергобезопасность как предлог

До принятия нового закона Дания имела право отклонить заявку РФ на газопровод исключительно по экологическим соображениям. Аргументов в этом плане не было – вторая нитка трубопровода должна лечь параллельно первой на дне Балтийского моря, а аварии газопроводов ущерба экологии не наносят. Теперь правительство Дании получило официальные полномочия объявить "Северный поток-2" политическим проектом, влияющим на энергобезопасность ЕС и выдать отказ на строительство в территориальных водах страны.
 
"Северный поток-2" должен пересечь территориальные воды и исключительную экономическую зону Дании на участке протяженностью 139 км. Разрешения на строительство должны дать также власти Германии, России, Финляндии и Швеции, через чьи воды также пройдет новый трубопровод. Международные консультации необходимо будет провести с Латвией, Литвой, Польшей и Эстонией. Хельсинки заявили, что причин для отказа не видят, Москва и Берлин выступают за проект.
 
"Строящиеся Россией "Северный поток-2" и "Турецкий поток" заявлены как обходные газопроводы, которые заменят действующий маршрут через Украину.  Причем противодействие "Северному потоку-2" со стороны Брюсселя и подконтрольных ему государств идет беспрецедентное – правило Третьего энергопакета расширяют на морские газопроводы, появляется закон Дании. Однако Nord Stream 2, скорее всего, все же будет построен.
 
Другое дело, что уже начались разговоры о необходимости прокладки "Северного потока-3", так как спрос на российский газ в Европе растет. Такой проект даст повод Брюсселю заявить об угрозе российского газа энергонезависимости ЕС, и подключить весь спектр инструментов противодействия. То есть дальше развивать сотрудничество с Европой "Газпрому" без явной политической воли Брюсселя будет сложно.
 
Проблем энергобезопасности ЕС российские трубопроводы не создают – имеющиеся на территории Евросоюза мощности терминалов хранения сжиженного природного газа (СПГ) вполне позволяют отказаться от российского топлива. Но российское сырье существенно выгоднее поставляемого морем СПГ, потому вся история противодействия российским проектам имеет чисто экономическую подоплеку – не позволить Москве нарастить присутствие на европейском рынке, вынудив часть стран покупать более дорогое американское топливо", - заключает Игорь Юшков.
 
Автор: Максим Бут
 
Источник: Экономика сегодня, 30.11.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики