Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток-2» уперся в Данию: королевство испугалось за национальную безопасность

«Северный поток-2» уперся в Данию: королевство испугалось за национальную безопасность

У российского газового маршрута появился новый оппонент

Над проектом нового российского газового маршрута «Северный поток - 2» продолжают сгущаться тучи. В роли его нового оппонента выступила Дания, парламент которой издал закон, согласно которому королевство в праве запретить строительство трубопровода в своих территориальных водах. Впрочем, вполне вероятно, что такое решение имеет характер внешнеполитического сигнала и не станет реальным препятствием для реализации проекта. Позиция Копенгагена выходит за рамки Конвенции ООН по морскому праву. Кроме того, «Газпром» способен изменить маршрут газопровода, чтобы обойти датскую территорию.

Изданный парламентом Дании закон позволяет внешнеполитическому ведомству ставить под вопрос целесообразность прокладки «Северного потока — 2», равно как и других трубопроводов через свои территориальные воды. До последнего момента эта тема находилась в компетенции Датского энергетического агентства, права которого довольно ограничены. Это ведомство может отклонить проект только по экологическим причинам. МИД Дании вправе запретить строительство газопровода, объяснив это своими внешнеполитическими интересами и соображениями безопасности. 

Ранее аналогичные законодательные инициативы уже были проведены в Швеции, территориальные воды которой также затрагивает маршрут «Северного потока - 2». Впрочем, шведские дипломаты наткнулись на сопротивление со стороны международного законодательства. Дело в том, что, согласно Конвенции ООН по морскому праву, ограничение на прокладку трубопроводов равнозначно запрету на свободу мореплавания.

Блокировать реализацию таких проектов национальное правительство любой страны может только исходя из экологического аспекта. В связи с тем, что маршрут «Северного потока - 2» в большей степени повторяет согласованный маршрут уже построенного «Северного потока» и при его строительстве соблюдаются те же самые экологические условия, глава МИД Швеции Маргот Валльстрем осенью 2016 года заявила, что у ее государства «нет юридических оснований, чтобы остановить проект».

Скорее всего, Дании также придется смириться с морской конвенцией ООН. Косвенно это подтверждает датское издание Berlingske Tidende, которое называет новый закон всего лишь «внешнеполитическим сигналом, нежели реальной преградой для строительства российского газопровода». Кроме того, в сентябре этого года глава датского МИД Андерс Самуэльсен говорил, что «Дания слишком маленькая страна, чтобы пытаться препятствовать такому проекту и бросать вызов остальным членам ЕС».

В России пока не считают решение датского парламента серьезной угрозой для реализации «Северного потока - 2». По словам первого зампреда комитета Госдумы по энергетике Игоря Ананских, в подобных вопросах «внешними факторами занимается правительство Евросоюза, которое уже одобрило сделку по «Северному потоку». Решение датского правительства — это попытка показать свою значимость в общеевропейском деле».

По словам заместителя генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, если Дания действительно будет настаивать на применении своего нового закона, чтобы воспрепятствовать строительству «Северного потока - 2», то «Газпром» может найти альтернативный маршрут для укладки трубопровода. «Хотя поиск нового варианта может занять несколько месяцев, критически это не повлияет на сроки реализации проекта. Впрочем, у датчан, как и у других оппонентов «Северного потока - 2», главной задачей является не намерение помешать созданию нового российского экспортного газопровода, а попытка задержать его ввод в эксплуатацию», — отмечает эксперт.

Автор: Николай Макеев  

Источник: Московский комсомолец, 30.11.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики