Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток-2» уперся в Данию: королевство испугалось за национальную безопасность

«Северный поток-2» уперся в Данию: королевство испугалось за национальную безопасность

У российского газового маршрута появился новый оппонент

Над проектом нового российского газового маршрута «Северный поток - 2» продолжают сгущаться тучи. В роли его нового оппонента выступила Дания, парламент которой издал закон, согласно которому королевство в праве запретить строительство трубопровода в своих территориальных водах. Впрочем, вполне вероятно, что такое решение имеет характер внешнеполитического сигнала и не станет реальным препятствием для реализации проекта. Позиция Копенгагена выходит за рамки Конвенции ООН по морскому праву. Кроме того, «Газпром» способен изменить маршрут газопровода, чтобы обойти датскую территорию.

Изданный парламентом Дании закон позволяет внешнеполитическому ведомству ставить под вопрос целесообразность прокладки «Северного потока — 2», равно как и других трубопроводов через свои территориальные воды. До последнего момента эта тема находилась в компетенции Датского энергетического агентства, права которого довольно ограничены. Это ведомство может отклонить проект только по экологическим причинам. МИД Дании вправе запретить строительство газопровода, объяснив это своими внешнеполитическими интересами и соображениями безопасности. 

Ранее аналогичные законодательные инициативы уже были проведены в Швеции, территориальные воды которой также затрагивает маршрут «Северного потока - 2». Впрочем, шведские дипломаты наткнулись на сопротивление со стороны международного законодательства. Дело в том, что, согласно Конвенции ООН по морскому праву, ограничение на прокладку трубопроводов равнозначно запрету на свободу мореплавания.

Блокировать реализацию таких проектов национальное правительство любой страны может только исходя из экологического аспекта. В связи с тем, что маршрут «Северного потока - 2» в большей степени повторяет согласованный маршрут уже построенного «Северного потока» и при его строительстве соблюдаются те же самые экологические условия, глава МИД Швеции Маргот Валльстрем осенью 2016 года заявила, что у ее государства «нет юридических оснований, чтобы остановить проект».

Скорее всего, Дании также придется смириться с морской конвенцией ООН. Косвенно это подтверждает датское издание Berlingske Tidende, которое называет новый закон всего лишь «внешнеполитическим сигналом, нежели реальной преградой для строительства российского газопровода». Кроме того, в сентябре этого года глава датского МИД Андерс Самуэльсен говорил, что «Дания слишком маленькая страна, чтобы пытаться препятствовать такому проекту и бросать вызов остальным членам ЕС».

В России пока не считают решение датского парламента серьезной угрозой для реализации «Северного потока - 2». По словам первого зампреда комитета Госдумы по энергетике Игоря Ананских, в подобных вопросах «внешними факторами занимается правительство Евросоюза, которое уже одобрило сделку по «Северному потоку». Решение датского правительства — это попытка показать свою значимость в общеевропейском деле».

По словам заместителя генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, если Дания действительно будет настаивать на применении своего нового закона, чтобы воспрепятствовать строительству «Северного потока - 2», то «Газпром» может найти альтернативный маршрут для укладки трубопровода. «Хотя поиск нового варианта может занять несколько месяцев, критически это не повлияет на сроки реализации проекта. Впрочем, у датчан, как и у других оппонентов «Северного потока - 2», главной задачей является не намерение помешать созданию нового российского экспортного газопровода, а попытка задержать его ввод в эксплуатацию», — отмечает эксперт.

Автор: Николай Макеев  

Источник: Московский комсомолец, 30.11.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики