Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт: заявления США о "Северном потоке - 2" выгодны России

Эксперт: заявления США о "Северном потоке - 2" выгодны России

Соединенные Штаты выступили против строительства новых российских газопроводов в Европу, Москва только рада таким протестам

По плану

Проекты строительства "Северного потока 2" (СП-2) и "Турецкого потока" (ТП) пусть и не гладко, но все-таки продвигаются. Шероховатости возникают из-за переговоров с Брюсселем. "Пока нет договоренностей с Европой о функционировании второй нитки "Турецкого потока" (первая идет в Турцию). Поэтому вторую строят специально медленнее, чтобы было время для диалога с европейцами. Возможно, ее даже бросят напрямую к берегу Болгарии" — сказал Sputnik ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Из-за проблем в турецко-европейских отношениях у маршрута через Турцию появились новые риски.

А с "Северным потоком" возникают дополнительные проблемы, связанные с получением разрешений на прокладку. Так, 30 ноября парламент Дании принял закон, который позволяет местному регулятору отказать в разрешении на прокладку трубы в территориальных водах страны по соображениям национальной безопасности и внешней политики. Ранее аргументом могла быть только реальная безопасность окружающей среде.

В Москве, впрочем, готовность Дании потерять доходы от проекта уважают, и не собираются как-то на датчан давить (например, указывать на то, что заявка была подана в 2017 году, и закон обратной силы не имеет). Территориальные воды страны попросту обойдут. А так во втором квартале 2018 года оператор проекта СП-2 компания Nord Stream 2 AG рассчитывает получить все разрешения на прокладку трубы. "В целом успешное завершение СП-2 остается высоковероятным. При этом сроки могут быть пересмотрены по причине возможной корректировки трассы маршрута. "Газпром" также может пойти на уступки в вопросе эксплуатации трубопровода, подчинившись положениям третьего энергопакета ЕС либо частично их имплементировав в отношении данного проекта", — пояснил сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

И тут "Баба Яга" еще раз заявила свой протест. В Вашингтоне дали понять, что всеми силами будут мешать российским трубопроводным инициативам.

"Мы согласны со многими из наших европейских партнеров в том, что проект "Северный поток – 2" и многоканальный "Турецкий поток" могут усилить доминирование России на газовых рынках Европы, – заявила официальный представитель Госдепартамента Хизер Науэрт. – Они сократят количество возможностей для диверсификации природных ресурсов, создадут риски для безопасности и в без того напряженном Балтийском регионе и приблизят Россию к цели пошатнуть положение Украины, лишив ее роли транзитной страны при поставках российского газа в Европу, что вызывает у нас особое беспокойство".

Честный разговор

Эксперты не склонны преувеличивать значимость подобных слов. "Заявление – одно из множества, которые были сделаны представителями Госдепартамента за последние годы. Оно не первое и, очевидно, не последнее. Можно констатировать, что политика администрации Трампа в вопросе СП-2 полностью повторяет линию предыдущей администрации. Наибольшую угрозу представляют не заявления, а пакет санкций, которым может воспользоваться президент США. Однако в этом вопросе пока нет ясности", — считает Марунич. 

Но заявление все-таки очень показательное и, как ни странно, выгодное Москве. Просто потому, что им Вашингтон сам себя дискредитирует лучше, чем это сделала бы сотня российских хакеров или агент "Рыжик", засевший в Белом доме.

Во-первых, оно противоречит математике. "Хизер Науэрт говорит о том, что газопровод приведет к увеличению зависимости Европы от российского газа, но это не так. Зависимость может увеличиться только от новых объемов поставки. А в реальности по потокам пойдет тот газ, который идет через Украину", — поясняет Игорь Юшков.

Смысл многомиллиардных трат России на постройку СП-2 и ТП был не в увеличении объемов поставки, а в изменении маршрута на более безопасный (транзит через Украину постоянно находится под угрозой срыва, как из-за действий отдельных украинских группировок или официального Киева, так и по причине колоссальной изношенности украинской газотранспортной системы) и более дешевый.

У того же, например, "Турецкого потока" есть четкое экономическое обоснование. "Да, российские расходы на проект составят 6 миллиардов долларов, однако они окупятся за 5-7 лет. Общие ежегодные расходы на транспортировку 31,5 миллиарда кубометров газа по южному направлению с использованием "Турецкого потока" составят около 338 милионов долларов. Затраты по украинскому маршруту при тех же объемах и конечных получателях — 1,2 миллиарда долларов с учетом контрактных тарифов и 1,5 миллиарда при новых ставках украинского транзита", — говорит Дмитрий Марунич.

Во-вторых, Хизер Науэрт дала понять, что ее беспокоят не столько рыночные вопросы (например, европейская энергобезопасность или стремление Москвы снизить свои транзитные расходы и риски), сколько политические моменты – интересы украинского бюджета. И дело тут даже не в том, что в либерально-рыночной экономике таких аргументов быть не должно (так американцы сами всех учили). А в том, что, по мнению американцев, ради сохранения в украинском бюджете 2 миллиардов долларов от транзита Москва (поставщик газа) и Европа (потребитель) должны брать на себя дополнительные риски. Россия не подписывалась быть спонсором постмайданной Украины, тем более за счет своих интересов. Европа тоже не горит таким желанием. 

Наконец, в-третьих, заявления американцев представляют из себя акт нечестной конкуренции (которой тоже не должно быть в рамках навязываемого США либерального миропорядка). Строительство СП2 и ТП действительно сократит возможности для диверсификации поставок газа в Европу – ведь при таких дешевых и надежных вариантах сложно найти в себе силы и покупать гораздо более дорогой и сложный с точки зрения логистики поставок американский сжиженный природный газ (СПГ). На сегодняшний день, при нынешних ценах, целый ряд проектов по поставкам СПГ в Европу уже признаны нерентабельными. В Европе многие не понимают, почему они должны становиться спонсорами для американских газодобывающих компаний, почему за их счет должны окупаться американские вложения в сланец. И чем больше Европа будет этих вопросов задавать, тем лучше будет Москве.

Автор: Геворг Мирзаян, доцент Департамента политологии Финансового университета

Источник: Sputnik Тажикистан, 04.12.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики