Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Единый рынок газа между Россией и Беларусью: как скоро и с какими рисками

Единый рынок газа между Россией и Беларусью: как скоро и с какими рисками

Беларусь не оставляет попыток ускорить создание единого рынка газа в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Это приведет к дальнейшему снижению цен на российский газ для Беларуси, которые уже сейчас самые низкие среди всех клиентов «Газпрома». Согласно Договору о ЕАЭС, создание единого рынка газа должно быть завершено к 2024 г. Однако единый рынок газа между Беларусью и Россией может возникнуть и раньше, что приведет к неожиданным последствиям.

Республика уже сделала множество шагов в направлении газовой интеграции с Россией. В частности, 100% газотранспортной системы Беларуси поэтапно было продано «Газпрому». Это позволило Минску получить гарантии полной загрузки транзитных мощностей, инвестиции в газопроводную сеть со стороны «Газпрома», а главное – самые низкие цены из всех зарубежных клиентов российского госконцерна. За январь-сентябрь 2017 г. средняя цена российского газа для Беларуси составила $145,7 за тыс. куб. м. Средние цены для европейских потребителей в этот период – $180-190 за тыс. куб. м.

Естественным желанием белорусского руководства является дальнейшее снижение цены на российский газ. Последний нефтегазовый спор Москвы и Минска разыгрался вокруг попыток снизить цену газа с $132 до $80 за тыс. куб. м. Хотя по итогам спора Беларусь получила преференции в нефтяной сфере, в вопросе газа все осталось по-прежнему.

Сейчас белорусская сторона предпринимает новую попытку снизить стоимость российского газа, и она вполне может оказаться успешной при грамотной работе. Суть происходящих событий в следующем. 23 ноября первый заместитель министра энергетики Беларуси Виктор Каранкевич на заседании Палаты представителей заявил о необходимости пересмотра схемы формирования тарифов на транзит газа по территории Евразийского экономического союза для выработка общих подходов в этом вопросе.

Дело в том, что действующий контракт между ОАО «Газпром» и ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» предусматривает формулу цены: тариф на газ в Ямало-Ненецком автономном округе + стоимость доставки + стоимость хранения газа в подземных хранилищах + сбытовая надбавка.

Все компоненты формулы, кроме тарифа на газ в ЯНАО, фиксируются в долларах США. Это приводит к тому, что несмотря на то, что в ЯНАО самые низкие в России тарифы на газ, итоговая цена для Беларуси выше, чем в приграничных российских регионах. Ведь большую долю в цене составляет транзит до Беларуси. В. Каранкевич оценивает долю транспортировки в 70% от цены.

Наличие доллара в расчетах во многом объясняет и рост цен на газ для Беларуси – рубль укрепился к доллару. Средняя цена за 9 месяцев 2016 г. составляла $136,9 за тыс. куб. м., а за аналогичный период 2017 г. – $145,7 (рост на 6,5%).

Чтобы снизить стоимость газа, Беларусь хочет пересмотреть механизм расчета тарифа на прокачку, убрав из формулы ценообразования долларовую составляющую.

В соответствии с договором о ЕАЭС, к 1 января 2018 г. участники союза должны согласовать программу формирования общего рынка газа. По словам В. Каранкевича, Россия и Казахстан настаивают на сохранении «схемы формирования тарифов, устанавливая для внутренних потребителей низкий тариф, а для субъектов общего рынка газа союза более высокий». Это значит, что для доставки газа внутри государств-членов ЕАЭС будут действовать более низкие тарифы, чем при поставке из одного государства в другое. Минск же хочет добиться снижения тарифа на транспортировку газа до уровня внутрироссийских значений. В. Каранкевич сообщил, что пока стороны обсуждают данный вопрос.

Проблема для Минска в том, что даже если Россия и Казахстан согласятся с белорусской версией документа, внедрить новую систему в жизнь страны обязаны только к 1 января 2024 г. До этого срока, в соответствии с договором о ЕАЭС, тариф на транзит газа в ЕАЭС устанавливается в рамках двусторонних договоренностей хозяйствующих субъектов, т.е. компаний.

Конечно, белорусское руководство может указывать на то, что изменение схемы определения тарифов на транзит газа может быть внедрено раньше 2024 г. Закон действительно этого не запрещает. Но у «Газпрома» будет довольно сильная переговорная позиция, основанная на положениях того же Договора о Евразийском экономическом союзе, в котором не закреплены подобные требования.

Впрочем, это не значит, что цели белорусского правительства достижимы не ранее 2024 г. Успешное изменение системы тарифов на прокачку газа может произойти в связи с процессами внутри российской газовой отрасли.

В настоящее время происходит идет борьба «Газпрома» с независимыми производителями газа – «Роснефтью» и НОВАТЭКом. В программе-максимум у независимых производителей – добиться либерализации экспорта трубопроводного газа, а также реструктуризация и приватизация «Газпрома». Но достичь этих целей крайне тяжело. Зато программу-минимум реализовать вполне реально. И тут одно из требований фактически совпадает с предложениями Беларуси – установление единых тарифов на прокачку газа.

«Роснефть» и НОВАТЭК лоббируют установление системы, при которой тариф на транспортировку газа был таким же, как и для «дочек» «Газпрома». Сейчас стоимость прокачки для структур концерна ниже. В 2014 г. во время заседания президентской комиссии по ТЭК Владимир Путин в целом одобрил эту идею. Президент России, в частности, заявил: «Нужно вести дело к тому, чтобы на внутреннем рынке действовал единый газотранспортный тариф для всех пользователей единой системы газоснабжения, включая и саму группу собственника, то есть сам «Газпром».

Однако пока конкретных решений в тарифной политике принято не было. Возможно, они последуют после утверждения правительством РФ «Энергетической стратегии РФ на период до 2035 г.» в середине 2018 г.

Таким образом, Беларусь скорее сможет снизить цены на газ для себя за счет внутрироссийских реформ, которые лоббируют «Роснефть» и НОВАТЭК, нежели за счет споров с «Газпромом», российским правительством или в рамках ЕАЭС. Однако есть и риски.

По сути, подобные изменения приведут к выходу на создание единого рынка газа России и Беларуси. Сопутствующий процесс – возможный приход в сегмент сбыта газа для конечных белорусских потребителей российских газовых компаний, в т.ч. НОВАТЭКа и «Роснефти» (логично было бы предоставить им право экспорта в Беларусь, раз рынок станет единым).

Это приведет к снижению цен на газ для белорусских потребителей. Но белорусские компании, занимающиеся сейчас сбытом газа в республике, не выдержат конкуренции. Белорусским руководителям, продвигающим изменения в российско-белорусских энергетических отношениях, важно учесть и этот фактор. Белорусские собственники нынешних сбытовых компаний понесут убытки.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Евразия.Эксперт, 06.12.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики