Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Единый рынок газа между Россией и Беларусью: как скоро и с какими рисками

Единый рынок газа между Россией и Беларусью: как скоро и с какими рисками

Беларусь не оставляет попыток ускорить создание единого рынка газа в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Это приведет к дальнейшему снижению цен на российский газ для Беларуси, которые уже сейчас самые низкие среди всех клиентов «Газпрома». Согласно Договору о ЕАЭС, создание единого рынка газа должно быть завершено к 2024 г. Однако единый рынок газа между Беларусью и Россией может возникнуть и раньше, что приведет к неожиданным последствиям.

Республика уже сделала множество шагов в направлении газовой интеграции с Россией. В частности, 100% газотранспортной системы Беларуси поэтапно было продано «Газпрому». Это позволило Минску получить гарантии полной загрузки транзитных мощностей, инвестиции в газопроводную сеть со стороны «Газпрома», а главное – самые низкие цены из всех зарубежных клиентов российского госконцерна. За январь-сентябрь 2017 г. средняя цена российского газа для Беларуси составила $145,7 за тыс. куб. м. Средние цены для европейских потребителей в этот период – $180-190 за тыс. куб. м.

Естественным желанием белорусского руководства является дальнейшее снижение цены на российский газ. Последний нефтегазовый спор Москвы и Минска разыгрался вокруг попыток снизить цену газа с $132 до $80 за тыс. куб. м. Хотя по итогам спора Беларусь получила преференции в нефтяной сфере, в вопросе газа все осталось по-прежнему.

Сейчас белорусская сторона предпринимает новую попытку снизить стоимость российского газа, и она вполне может оказаться успешной при грамотной работе. Суть происходящих событий в следующем. 23 ноября первый заместитель министра энергетики Беларуси Виктор Каранкевич на заседании Палаты представителей заявил о необходимости пересмотра схемы формирования тарифов на транзит газа по территории Евразийского экономического союза для выработка общих подходов в этом вопросе.

Дело в том, что действующий контракт между ОАО «Газпром» и ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» предусматривает формулу цены: тариф на газ в Ямало-Ненецком автономном округе + стоимость доставки + стоимость хранения газа в подземных хранилищах + сбытовая надбавка.

Все компоненты формулы, кроме тарифа на газ в ЯНАО, фиксируются в долларах США. Это приводит к тому, что несмотря на то, что в ЯНАО самые низкие в России тарифы на газ, итоговая цена для Беларуси выше, чем в приграничных российских регионах. Ведь большую долю в цене составляет транзит до Беларуси. В. Каранкевич оценивает долю транспортировки в 70% от цены.

Наличие доллара в расчетах во многом объясняет и рост цен на газ для Беларуси – рубль укрепился к доллару. Средняя цена за 9 месяцев 2016 г. составляла $136,9 за тыс. куб. м., а за аналогичный период 2017 г. – $145,7 (рост на 6,5%).

Чтобы снизить стоимость газа, Беларусь хочет пересмотреть механизм расчета тарифа на прокачку, убрав из формулы ценообразования долларовую составляющую.

В соответствии с договором о ЕАЭС, к 1 января 2018 г. участники союза должны согласовать программу формирования общего рынка газа. По словам В. Каранкевича, Россия и Казахстан настаивают на сохранении «схемы формирования тарифов, устанавливая для внутренних потребителей низкий тариф, а для субъектов общего рынка газа союза более высокий». Это значит, что для доставки газа внутри государств-членов ЕАЭС будут действовать более низкие тарифы, чем при поставке из одного государства в другое. Минск же хочет добиться снижения тарифа на транспортировку газа до уровня внутрироссийских значений. В. Каранкевич сообщил, что пока стороны обсуждают данный вопрос.

Проблема для Минска в том, что даже если Россия и Казахстан согласятся с белорусской версией документа, внедрить новую систему в жизнь страны обязаны только к 1 января 2024 г. До этого срока, в соответствии с договором о ЕАЭС, тариф на транзит газа в ЕАЭС устанавливается в рамках двусторонних договоренностей хозяйствующих субъектов, т.е. компаний.

Конечно, белорусское руководство может указывать на то, что изменение схемы определения тарифов на транзит газа может быть внедрено раньше 2024 г. Закон действительно этого не запрещает. Но у «Газпрома» будет довольно сильная переговорная позиция, основанная на положениях того же Договора о Евразийском экономическом союзе, в котором не закреплены подобные требования.

Впрочем, это не значит, что цели белорусского правительства достижимы не ранее 2024 г. Успешное изменение системы тарифов на прокачку газа может произойти в связи с процессами внутри российской газовой отрасли.

В настоящее время происходит идет борьба «Газпрома» с независимыми производителями газа – «Роснефтью» и НОВАТЭКом. В программе-максимум у независимых производителей – добиться либерализации экспорта трубопроводного газа, а также реструктуризация и приватизация «Газпрома». Но достичь этих целей крайне тяжело. Зато программу-минимум реализовать вполне реально. И тут одно из требований фактически совпадает с предложениями Беларуси – установление единых тарифов на прокачку газа.

«Роснефть» и НОВАТЭК лоббируют установление системы, при которой тариф на транспортировку газа был таким же, как и для «дочек» «Газпрома». Сейчас стоимость прокачки для структур концерна ниже. В 2014 г. во время заседания президентской комиссии по ТЭК Владимир Путин в целом одобрил эту идею. Президент России, в частности, заявил: «Нужно вести дело к тому, чтобы на внутреннем рынке действовал единый газотранспортный тариф для всех пользователей единой системы газоснабжения, включая и саму группу собственника, то есть сам «Газпром».

Однако пока конкретных решений в тарифной политике принято не было. Возможно, они последуют после утверждения правительством РФ «Энергетической стратегии РФ на период до 2035 г.» в середине 2018 г.

Таким образом, Беларусь скорее сможет снизить цены на газ для себя за счет внутрироссийских реформ, которые лоббируют «Роснефть» и НОВАТЭК, нежели за счет споров с «Газпромом», российским правительством или в рамках ЕАЭС. Однако есть и риски.

По сути, подобные изменения приведут к выходу на создание единого рынка газа России и Беларуси. Сопутствующий процесс – возможный приход в сегмент сбыта газа для конечных белорусских потребителей российских газовых компаний, в т.ч. НОВАТЭКа и «Роснефти» (логично было бы предоставить им право экспорта в Беларусь, раз рынок станет единым).

Это приведет к снижению цен на газ для белорусских потребителей. Но белорусские компании, занимающиеся сейчас сбытом газа в республике, не выдержат конкуренции. Белорусским руководителям, продвигающим изменения в российско-белорусских энергетических отношениях, важно учесть и этот фактор. Белорусские собственники нынешних сбытовых компаний понесут убытки.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Евразия.Эксперт, 06.12.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».
Российский нефтегаз в 2025 году: картина будущего
Все мы хотим знать, что ждет нефтегазовую промышленность в ближайшие годы. Известны два основных подхода к будущему, в том числе и будущему нефтегазовой промышленности. Первый – попытаться понять, что же ждет отрасль впереди исходя из текущих трендов. Второй - заняться конструированием этого самого будущего. Начертать план, которому нужно следовать, чтобы избежать проблем и минимизировать риски. Новый доклад ФНЭБ позволит понять, у каких развилок стоит отрасль и по какому пути нефтегазовую промышленность пытаются провести.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики