Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дерегулирование цен «Газпрома» пошло на четвертый круг

Дерегулирование цен «Газпрома» пошло на четвертый круг

Антимонопольщики, министерства энергетики и экономики не успели запустить газовую реформу

ФАС решила перенести освобождение «Газпрома» от регулирования газовых цен для промышленности на полгода — с начала 2018-го на июль. Об этом говорится в подготовленных антимонопольной службой поправках, с которыми ознакомились «Известия». Перенос был ожидаем — это происходит уже в четвертый раз. ФАС, министерства энергетики и экономики вновь не смогли согласовать общую позицию по реформированию рынка газа. По мнению экспертов, оно поможет снизить цены для предприятий.

ФАС, министерства энергетики и экономики не успели провести дерегулирование цен «Газпрома» для промышленности до конца года. Как узнали «Известия» из подготовленных антимонопольной службой предложений, она планирует перенести либерализацию оптовых цен компании с ранее запланированного начала 2018 года на 1 июля. Вместе с тем ФАС предложила отказаться от установления принципа равнодоходности поставок «Газпрома» на внутренний и внешний рынки, при котором цены на газ для промышленности могли бы вырасти. Поправки будут внесены в постановление правительства № 1021 «О государственном регулировании цен на газ».

В Минэнерго получили предложения и изучают их, сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства.

Сейчас «Газпром» имеет возможность вести поставки промышленным потребителям только по утвержденной ФАС цене, в то время как независимые производители могут назначать ее сами. Как правило, «Новатэк», «Лукойл» и «Роснефть» предлагают существенную скидку к цене «Газпрома», из-за чего монополия теряет часть клиентов и постоянно уступает независимым компаниям долю рынка. С другой стороны, «Газпром» зарабатывает на транспортировке чужого газа до покупателя, устанавливая для собственных подразделений более низкие тарифы. Чтобы устранить такой перекос, правительство еще в 2010 году сформировало стратегию перехода от регулирования оптовых цен на газ для «Газпрома» к регулированию тарифа на его транспортировку для всех участников рынка. Впервые переход был запланирован на 2011 год, но затем его трижды переносили вплоть до начала 2018 года.

Как указано в пояснениях ФАС к поправкам, отмена регулирования в начале 2018 года могла бы привести к ухудшению конкуренции на внутреннем рынке газа и неопределенности в ценах. Переход был отложен по поручению вице-премьера Аркадия Дворковича. Теперь вопрос переходит в компетенцию правительства, сообщил «Известиям» начальник управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин.

— Перенос был логичен. Как нам кажется, на сегодня не удалось принять ряд ключевых документов, которые способствовали бы уходу от госрегулирования. По нашему мнению, правительству лучше и быстрее удастся отрегулировать этот вопрос, — сказал он.

До сих пор Минэнерго, Минэкономразвития и ФАС не смогли разработать единый транспортный тариф, а правительство пока не утвердило новую планку биржевых продаж для «Газпрома». 

В Минэкономразвития, «Газпроме», «Новатэке» и «Лукойле» не ответили на запрос «Известий». «Роснефть» поддерживает либерализацию рынка газа, сообщили в пресс-службе компании.

— При этом естественным условием, необходимым для дальнейшей либерализации рынка, включая рост объемов продажи газа монополистом на бирже, является создание равных условий для всех производителей в части доступа к инфраструктуре и потребителям. На настоящий момент такие равные условия не сформированы, — отметили в компании.

Скорее всего, решение будет перенесено и в пятый раз, уверены опрошенные «Известиями» эксперты. Если же реформу удастся провести, «Газпром» тоже сможет давать скидку на газ своим потребителям. Это вызовет общее снижение цен по рынку.

По словам замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, до сих пор регуляторам не удавалось выбрать общую стратегию развития газового рынка. С другой стороны, правительство может выбрать одно из предложений ведомств, и тогда процесс, возможно, ускорится, отметил он.

Дерегулирование цен — это лишь часть масштабной реформы, рассказал аналитик энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Александр Собко.

— Пока она толком не проработана и явно должна включать и вопросы доступа на экспорт, и социальной ответственности по газификации населения, и отмену регионального перекрестного субсидирования, и многое другое, — перечислил эксперт.

Если ведомствам удастся согласовать позиции, то реформа газового рынка приведет к росту конкуренции, укреплению биржевых торгов и вероятному снижению газовых цен. 

Автор: Арсений Погосян

Источник: Известия, 08.12.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики