Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дерегулирование цен «Газпрома» пошло на четвертый круг

Дерегулирование цен «Газпрома» пошло на четвертый круг

Антимонопольщики, министерства энергетики и экономики не успели запустить газовую реформу

ФАС решила перенести освобождение «Газпрома» от регулирования газовых цен для промышленности на полгода — с начала 2018-го на июль. Об этом говорится в подготовленных антимонопольной службой поправках, с которыми ознакомились «Известия». Перенос был ожидаем — это происходит уже в четвертый раз. ФАС, министерства энергетики и экономики вновь не смогли согласовать общую позицию по реформированию рынка газа. По мнению экспертов, оно поможет снизить цены для предприятий.

ФАС, министерства энергетики и экономики не успели провести дерегулирование цен «Газпрома» для промышленности до конца года. Как узнали «Известия» из подготовленных антимонопольной службой предложений, она планирует перенести либерализацию оптовых цен компании с ранее запланированного начала 2018 года на 1 июля. Вместе с тем ФАС предложила отказаться от установления принципа равнодоходности поставок «Газпрома» на внутренний и внешний рынки, при котором цены на газ для промышленности могли бы вырасти. Поправки будут внесены в постановление правительства № 1021 «О государственном регулировании цен на газ».

В Минэнерго получили предложения и изучают их, сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства.

Сейчас «Газпром» имеет возможность вести поставки промышленным потребителям только по утвержденной ФАС цене, в то время как независимые производители могут назначать ее сами. Как правило, «Новатэк», «Лукойл» и «Роснефть» предлагают существенную скидку к цене «Газпрома», из-за чего монополия теряет часть клиентов и постоянно уступает независимым компаниям долю рынка. С другой стороны, «Газпром» зарабатывает на транспортировке чужого газа до покупателя, устанавливая для собственных подразделений более низкие тарифы. Чтобы устранить такой перекос, правительство еще в 2010 году сформировало стратегию перехода от регулирования оптовых цен на газ для «Газпрома» к регулированию тарифа на его транспортировку для всех участников рынка. Впервые переход был запланирован на 2011 год, но затем его трижды переносили вплоть до начала 2018 года.

Как указано в пояснениях ФАС к поправкам, отмена регулирования в начале 2018 года могла бы привести к ухудшению конкуренции на внутреннем рынке газа и неопределенности в ценах. Переход был отложен по поручению вице-премьера Аркадия Дворковича. Теперь вопрос переходит в компетенцию правительства, сообщил «Известиям» начальник управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин.

— Перенос был логичен. Как нам кажется, на сегодня не удалось принять ряд ключевых документов, которые способствовали бы уходу от госрегулирования. По нашему мнению, правительству лучше и быстрее удастся отрегулировать этот вопрос, — сказал он.

До сих пор Минэнерго, Минэкономразвития и ФАС не смогли разработать единый транспортный тариф, а правительство пока не утвердило новую планку биржевых продаж для «Газпрома». 

В Минэкономразвития, «Газпроме», «Новатэке» и «Лукойле» не ответили на запрос «Известий». «Роснефть» поддерживает либерализацию рынка газа, сообщили в пресс-службе компании.

— При этом естественным условием, необходимым для дальнейшей либерализации рынка, включая рост объемов продажи газа монополистом на бирже, является создание равных условий для всех производителей в части доступа к инфраструктуре и потребителям. На настоящий момент такие равные условия не сформированы, — отметили в компании.

Скорее всего, решение будет перенесено и в пятый раз, уверены опрошенные «Известиями» эксперты. Если же реформу удастся провести, «Газпром» тоже сможет давать скидку на газ своим потребителям. Это вызовет общее снижение цен по рынку.

По словам замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, до сих пор регуляторам не удавалось выбрать общую стратегию развития газового рынка. С другой стороны, правительство может выбрать одно из предложений ведомств, и тогда процесс, возможно, ускорится, отметил он.

Дерегулирование цен — это лишь часть масштабной реформы, рассказал аналитик энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Александр Собко.

— Пока она толком не проработана и явно должна включать и вопросы доступа на экспорт, и социальной ответственности по газификации населения, и отмену регионального перекрестного субсидирования, и многое другое, — перечислил эксперт.

Если ведомствам удастся согласовать позиции, то реформа газового рынка приведет к росту конкуренции, укреплению биржевых торгов и вероятному снижению газовых цен. 

Автор: Арсений Погосян

Источник: Известия, 08.12.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики