Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Куда не дотягивалась труба "Газпрома"

Куда не дотягивалась труба "Газпрома"

В Сабетте сжиженный природный газ (СПГ) был представлен не только как экспортный товар. Президент России Владимир Путин на совещании с главами ведущих газовых компаний предписал искать внутренний рынок для продукции ямальского завода "НОВАТЭКа". Глава "Газпрома" Алексей Миллер, не без грусти наблюдавший за отгрузкой первой партии СПГ в Азию, должен был обеспокоиться: монополия уже изучает угрозы СПГ для "трубы" на мировых рынках, теперь же есть риск лишиться и доли внутреннего. Однако эксперты обращают внимание на высокую стоимость сжиженного топлива и отсутствие инфраструктуры в субъектах и делают вывод, что такой газ может устроить лишь регионы, обделенные вниманием "Газпрома".

"Газпром", до этого являвшийся монополистом не только на рынке "экспортного газа", на запуск "Ямал-СПГ" отреагировал оперативно. 19 декабря совет директоров рассмотрит вопрос о перспективах развития отрасли сланцевого газа и СПГ в различных регионах мира, возможностях и угрозах для ПАО "Газпром". Заместитель начальника департамента перспективного развития "Газпрома" Николай Кисленко на форуме "Газ России" рассказывал, что газ "Ямал-СПГ" будет конкурировать с топливом "Газпрома" в Европе и это уменьшит доходы федерального бюджета.

"Если мы говорим про наш, российский СПГ, то мы должны понимать, что тот же "Ямал-СПГ“  это отсутствие экспортной пошлины, отсутствие НДПИ. А газ, который он заместит, это тот самый газ, за который "Газпром" передал бы (налоги) в бюджет РФ. То есть это явная потеря бюджетной эффективности", – выступал он.

Позднее на совещании по развитию рынка СПГ президент России подчеркнул, что СПГ из России не должен конкурировать с российским же трубопроводным газом, но, в то же время, глава государства дал повод задуматься о конкуренции "традиционного" газа со сжиженным внутри страны. Спрос на сжиженный газ нужно активно формировать и внутри России, сказал в Сабетте Путин: "Его применение может быть расширено, в том числе за счет поставок в удаленные населенные пункты, не имеющие сетевого газа, за счет перевода общественного транспорта на более чистое, экологичное газомоторное топливо. В этой сфере, кстати, у нас уже есть хорошие специальные программы".

После того, как в 2018-2019 гг. заработают три очереди "Ямал-СПГ", мощность завода "НОВАТЭКа" превысит объемы производства "Сахалина-2", акционером которого является "Газпром" вместе с компаниями Shell Mitsui и Mitsubishi Corporation. Между тем вопрос строительства третьей очереди завода "Газпрома" пока не решен. Объемы производства "Балтийского СПГ" этой же компании в Ленинградской области должны составить 10 млн т в год. В июне 2017 г. "Газпром" подписал соглашение о создании СП с Shell для проектирования завода, однако его ввод в эксплуатацию произойдет не раньше 2022 г.

В этом временном отрезке на пятки "Газпрому" будет наступать "Роснефть" с "Дальневосточным СПГ". Совместный проект российской нефтяной компании и ExxonMobil планируется ввести в эксплуатацию одновременно с газпромовскими. Таким образом, как минимум до 2020 г. завод "НОВАТЭКа" будет единственным конкурентом "Сахалина-2", и предложение Путина развивать газификацию регионов за счет СПГ относится к двум компаниям.

Уровень газификации природным газом в России на начало 2017 г., по данным Минэнерго, составлял 67,2%: в городах и поселках городского типа – 70,9%, и на селе – 57,1%. В прошлом году в России на инвестиции в газификацию природным газом планировалось направить 25 млрд руб., что на 9% ниже уровня 2015 г., подсчитали в Аналитическом центре при Правительстве РФ. Уровень газификации в среднем по России в 2016 г. вырос на 1% по сравнению с 2015 г.

Снижение темпов можно объяснить сложными географическими условиями, отсутствием необходимого финансирования, а также тем, что в отдельных регионах прокладка газотранспортной инфраструктуры экономически нецелесообразна, говорит директор Центра перспективного анализа и стратегических исследований Евгений Гниломедов.

Повысить уровень газификации регионов за счет СПГ можно двумя способами: поставка СПГ танкерами и строительство малотоннажных СПГ-заводов вблизи населенных пунктов, к которым невыгодно прокладывать трубопровод.

Первый способ актуален для Камчатки, Мурманской и Калининградской областей, сообщил Накануне.RU ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. К Камчатке уже присматривается "НОВАТЭК", там он планирует построить перевалочный терминал.

"На Камчатке используется газ, но там "Газпром" испытывает проблемы с добычей, компания не гарантирует, что сможет на местных месторождениях нарастить объем производства. Если в регионе расположатся мощности по хранению газа, то СПГ из Сабетты до Камчатки будет приходить на танкерах ледового класса, на берегу его перегрузят на обычные танкеры, аренда которых крайне дешева. В процессе перегрузки СПГ происходит нагрев и топливо переходит в газообразное состояние. Обычно такой газ просто уходит в атмосферу, но если будет стоять задача газификации, его отправят в газотранспортную систему для потребителей", – рассказал Юшков.

Власти Мурманской области говорят о желании разместить у себя терминал СПГ небольшой мощности. Что же до Калининградской области – туда отправится СПГ с мини-завода "Газпрома" в бухте Портовая, компания строит комплекс мощностью 1,5 млн т СПГ в год.

Подобные малотоннажные заводы могут появиться и вблизи отдаленных от газотранспортной системы населенных пунктов, СПГ в этом случае доставляется в криогенных цистернах. Такая система начинает активно развиваться в Татарстане. Схема расчетов за топливо позволит избежать убытков, с которыми сталкивается "Газпром" при поставках трубопроводного газа, отмечают эксперты. Сжиженный газ поставляется после полной оплаты в рамках заключенного контракта, отмечают они.

Развитие сети малотоннажных заводов по производству сжиженного газа недалеко от действующих веток газопроводов, ориентированных на обеспечение относительно небольшого круга потребителей, может столкнуться с проблемой экономической нецелесообразности, отмечает Гниломедов.

"В большинстве случаев в указанных населенных пунктах логичнее будет использовать другие источники энергии, такие как уголь или мазут с учетом низких объемов потребления ресурсов, удобства их доставки и отсутствия необходимости ввода новых дорогостоящих технологичных объектов. При этом возникающие вопросы экологии чаще всего не столь актуальны в малонаселенной местности", – рассказал он Накануне.RU.

В России есть своя технология сжижения газа для малотоннажных заводов, строительством мощностей занимается компания "Криогаз" (принадлежит "Газпромбанку"). Но даже заводы СПГ малой мощности находят покупателя, в первую очередь, за рубежом: с предприятий компании идут поставки топлива в Эстонию, "Криогаз" планирует наладить экспорт топлива в Финляндию.

Трубный газ для внутреннего рынка остается дешевле, чем СПГ, констатирует старший аналитик ИК "Фридом Финанс" Богдан Зварич. Сжиженный газ будет дороже, в том числе, из-за затрат компаний на транспортную инфраструктуру, которую им, судя по всему, придется создавать самостоятельно, рассказал он Накануне.RU.

"С этой же проблемой сталкиваются американские производители, которые пытаются выйти на европейский рынок, но их цены неконкурентоспособны в сравнении с трубопроводным газом из России. Аналогичная ситуация может произойти внутри России, но у нас есть сложные регионы, куда сложно "тянуть" трубопроводы, туда имеет смысл поставлять СПГ, пусть даже несколько дороже", – считает аналитик.

Более близкий проект для России – использование СПГ для транспорта. СПГ-топливо является наиболее экологичным, поэтому рассматриваются проекты по строительству СПГ-ледоколов. "Газпром" несколько лет популяризирует газомоторное топливо – сжатый метан, одновременно он предлагает переводить крупную технику на СПГ. Ключевыми его потребителями в качестве моторного топлива в ближайшей перспективе станут: магистральный, железнодорожный, водный транспорт, карьерная и сельскохозяйственная техника, прогнозируют в компании: "Объем потребления СПГ к 2030 г. на магистральном транспорте составит 33% от общего объема, на водном транспорте  27%, на карьерной технике  23%, на железнодорожном транспорте  9%, на сельскохозяйственной технике  8%".

"Основной проблемой, с которой придется столкнуться в данном случае, станет техническое переоснащение. А это неминуемо связано с большими затратами ввиду высокой технологичности. Не стоит забывать и тот факт, что в условиях санкций и ограничений со стороны некоторых иностранных государств осложняется получение технологий из-за границы", – отмечает Гниломедов.

По его словам, учитывая узкие места в использовании СПГ для внутреннего рынка, на сегодняшний день производителей по-прежнему будет привлекать экспорт. Отсутствие инфраструктуры и отчасти – технологий, высокая стоимость перевооружения и модернизации объектов энергетики не позволяют СПГ конкурировать с трубопроводным газом внутри страны.

Автор: Алена Ласкутова  

Источник: Накануне.Ru, 11.12.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».
Российский нефтегаз в 2025 году: картина будущего
Все мы хотим знать, что ждет нефтегазовую промышленность в ближайшие годы. Известны два основных подхода к будущему, в том числе и будущему нефтегазовой промышленности. Первый – попытаться понять, что же ждет отрасль впереди исходя из текущих трендов. Второй - заняться конструированием этого самого будущего. Начертать план, которому нужно следовать, чтобы избежать проблем и минимизировать риски. Новый доклад ФНЭБ позволит понять, у каких развилок стоит отрасль и по какому пути нефтегазовую промышленность пытаются провести.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики