Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Попасть под сокращение: авария в Австрии напомнила об альтернативе украинскому транзиту газа

Попасть под сокращение: авария в Австрии напомнила об альтернативе украинскому транзиту газа

Сокращение объемов поставок газа через Украину, вызванное аварией в Австрии, является временным, но лишний раз заставляет задуматься о необходимости альтернативных маршрутов, подобных "Северному потоку-2". Такое мнение высказал эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
 
Транзитные поставки газа через Украину сократились почти на четверть, до 23%, по причине аварии в Австрии. "Транзит газа через Украину снизился на 23%, до 200 млн куб. м в сутки", - сообщил советник главы Минэнерго Украины Максим Белявский.
 
Относительно поставок газа в страну по реверсным схемам через Венгрию, Польшу и Словакию, импорт из Европы "обеспечивается согласно плану".
 
"Украина своевременно выполняет заявки европейских стран-импортеров и готова увеличить объемы прокачки голубого топлива в Европу после поступления соответствующей заявки", — отметил также Белявский.
 
Накануне на территории газораспределительной станции компании OMV близ города Баумгартен-ан-дер-Марх в Австрии произошел взрыв. Было произведено отключение газопровода в ручном режиме. 
 
В терминал Баумгартен-ан-дер-Марх в основном приходит норвежский и российский газ, который затем отправляется в европейские страны - Германию, Италию, Францию, Словению, Хорватию и Венгрию. Треть российского экспортного газа в Европу транспортируется с помощью как раз этого терминала.

Форм-мажорная ситуация

Хаб в Баумгартен является конечной точкой газопровода Уренгой-Помары-Ужгород, всей этой транспортной системы, говорит Игорь Юшков, так что сокращение поставок через Украину объяснимо.
 
"Не остановлены они полностью, так как через Украину идут небольшие газопроводы еще и в другие страны Центральной Европы, плюс есть большая ветка - поставки через Украину вдоль черноморского побережья, через Румынию, Болгарию и европейскую часть Турции. Эта ветка, которую заменит в будущем первая ветка "Турецкого потока". Что до хаба в Баумгартен, то надо понимать - 30% российских поставок газа в Европу приходит через Австрию, и когда в конечной точке происходит авария, понятно, что поставки прекращаются", - сказал эксперт.
 
Сокращение поставок произошло не по вине России, а по причине аварии, это понятно. Что не отменяет вероятности того, что непредсказуемая в своем поведении Украина вполне может предъявить претензии "Газпрому", что тот не выполняет свои условия по транзиту. Но в целом, подчеркнул Игорь Юшков, история исключительно форс-мажорная. 

Украина - безальтернативный транзитер

"В Австрии постоянно проводится модернизация оборудования, там следят за состоянием оборудования, и удивительно,что это случилось в благополучной Австрии, а не на Украине, где годами не вкладывались в модернизацию ГТС, и деньги на ремонт шли на латание дыр. В каком состоянии находится ГТС на Украине, неизвестно - туда не допускают даже аудиторов, так что основная опасность для европейских потребителей газа - это все-таки украинский сегмент", - отметил эксперт. 
 
Случившееся в Австрии может укрепить европейский бизнес в необходимости как "Северного потока-2", так и в целом в создании разветвленной сети газопроводов. "Чем больше эта сеть, тем проще выходить из ситуаций, подобных той, что произошла в Австрии. Сейчас мы не можем выбирать маршрут доставки - Украина является безальтернативным транзитером", - напомнил Игорь Юшков
 
Автор: Игорь Скрыпач

Источник: Экономика сегодня, 13.12.2017

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики