Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Навредит ли «Северный поток — 2» Европе: Порошенко и Дуда нагнетают

Навредит ли «Северный поток — 2» Европе: Порошенко и Дуда нагнетают

Эксперт считает, что главы Украины и Польши в очередной раз сделали нелогичные заявления

Президент Украины Петр Порошенко вместе с польским коллегой Анджеем Дудой выступили против строительства газопровода «Северный поток — 2». По их мнению, проект представляет угрозу не только для Украины и Польши, но и для энергетической безопасности всей Европы. Однако экономисты полагают, что за заявлениями Порошенко и Дуды стоят не благородные помыслы, а страх экономического краха.

Против «Северного потока — 2» главы Польши и Украины выступили в среду на совместном брифинге по результатам встречи, которая прошла в Харькове. Петр Порошенко надеется, что их позиция, которую поддерживает Вашингтон и часть стран ЕС, поможет остановить реализацию российского проекта. Так, негативные оценки «Северному потоку — 2» уже давали: Украина, Польша, Эстония, Латвия, Литва, Румыния и Венгрия. Однако основные «столпы» ЕС в лице Германии, Франции, Великобритании выступают за реализацию проекта. Возмущения ряда стран Восточной Европы вполне объяснимо: практически все они являются транзитерами российского газа на Запад, что приносит им солидный доход. Например, для Украины выплаты за трансфер газа составляют до 10 процентов годового бюджета. 

Примечательно, что за день до переговоров Порошенко и Дуды с критикой «Северного потока — 2» выступил Госдеп США. Об этом заявил помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Уэсс Митчелл. Он отметил, что Вашингтон не заинтересован в строительстве не только газопровода через Балтийское море, но и «Турецкого потока». Митчелл выразил надежду, что им удастся уговорить страны ЕС выступить против российского проекта. Кроме того, 12 декабря председатель газотранспортной компании «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев попросил администрацию Дональда Трампа помешать строительству газовой магистрали. По мнению украинского чиновника, единственное, что останавливает Россию перед нападением на Украину — газотранспортная сеть Незалежной, благодаря которой Москва получает солидные средства в свой бюджет.

Напомним: «Северный поток — 2» — это магистральный газопровод из России в Германию по дну Балтийского моря, являющийся расширением действующего «Северного потока». Завершить новый проект планируют до конца 2019 года. На данный момент российский газ в ЕС поступает по четырем маршрутам: морской («Северный поток») и сухопутные: «Ямал-Европа» (проходит через территорию Белоруссии, Польши и Германии), «Уренгой-Ужгород» (транзит осуществляется через Украину, а далее по компрессорным станциям в Венгрию, Румынию, Словакию и Польшу) и «Союз» (страны-транзитеры: Украина, Венгрия, Словакия, Румыния). Две магистрали («Уренгой-Ужгород» и «Союз») были построены еще в СССР, а их суммарная мощность позволяет отправлять до 58 млрд. куб. метров газа в год. Учитывая, что «Северный поток — 2» обладает ресурсом на поставки 55 млрд. куб. метров в год, то необходимость в функционировании устаревших газопроводов, на которых все чаще происходят аварии, может отпасть. В связи с этим, опасения Польши и Украины имеют место быть, однако Киев и Варшава продолжают заявлять о «политических» причинах строительства второй линии газопровода по дну Балтийского моря, умалчивая о своей выгоде от транзита.

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин СИМОНОВ считает, что Варшава и Киев при поддержке Вашингтона своими заявлениями бросает вызов не России, а Германии и другим покупателям российского газа.

«Тот факт, что США открыто играют против «Северного потока — 2» не секрет. Знаменитые летние санкции, заявление представителя Госдепа, что их ведомство открыто сотрудничало с датскими законодателями для разработки закона, позволяющего блокировать строительство газопровода. Их действия и так говорят о том, что «Северный поток — 2» не соответствует американским интересам, но можно ли ставить знак равенства между интересами США и интересами Европы? Соединенные Штаты в любом случае видят экономического конкурента в ЕС, хотя и преподносят себя как дружественного партнера.

Относительно Польши и Украины могу сказать, что они уже не первый раз делают громкие, а порой нелогичные заявления. Смотрите, «Северный поток — 2» станет вторым прямым газопроводом из России в Европу. «Северной поток» уже показал себя с лучшей стороны перед странами-потребителями. За годы его эксплуатации там не было аварий. Этого нельзя сказать о других газопроводах. Буквально вчера была крупная авария на газовом хабе в Австрии. Из-за чего Италия вчера частично осталась без газа. И как можно говорить, что российский проект ставит под угрозу энергетическую безопасность Европы? В реальности именно наши поставки обеспечивают энергетическую безопасность ЕС. Кто оставил Европу без газа в 2009 году? Украина, а не Россия. Мы строим новую инфраструктуру. Была одна труба, а мы ставим еще одну. Как это может быть хуже?» 

Автор: Павел Иванов

Источник: Московский комсомолец, 13.12.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики