Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Навредит ли «Северный поток — 2» Европе: Порошенко и Дуда нагнетают

Навредит ли «Северный поток — 2» Европе: Порошенко и Дуда нагнетают

Эксперт считает, что главы Украины и Польши в очередной раз сделали нелогичные заявления

Президент Украины Петр Порошенко вместе с польским коллегой Анджеем Дудой выступили против строительства газопровода «Северный поток — 2». По их мнению, проект представляет угрозу не только для Украины и Польши, но и для энергетической безопасности всей Европы. Однако экономисты полагают, что за заявлениями Порошенко и Дуды стоят не благородные помыслы, а страх экономического краха.

Против «Северного потока — 2» главы Польши и Украины выступили в среду на совместном брифинге по результатам встречи, которая прошла в Харькове. Петр Порошенко надеется, что их позиция, которую поддерживает Вашингтон и часть стран ЕС, поможет остановить реализацию российского проекта. Так, негативные оценки «Северному потоку — 2» уже давали: Украина, Польша, Эстония, Латвия, Литва, Румыния и Венгрия. Однако основные «столпы» ЕС в лице Германии, Франции, Великобритании выступают за реализацию проекта. Возмущения ряда стран Восточной Европы вполне объяснимо: практически все они являются транзитерами российского газа на Запад, что приносит им солидный доход. Например, для Украины выплаты за трансфер газа составляют до 10 процентов годового бюджета. 

Примечательно, что за день до переговоров Порошенко и Дуды с критикой «Северного потока — 2» выступил Госдеп США. Об этом заявил помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Уэсс Митчелл. Он отметил, что Вашингтон не заинтересован в строительстве не только газопровода через Балтийское море, но и «Турецкого потока». Митчелл выразил надежду, что им удастся уговорить страны ЕС выступить против российского проекта. Кроме того, 12 декабря председатель газотранспортной компании «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев попросил администрацию Дональда Трампа помешать строительству газовой магистрали. По мнению украинского чиновника, единственное, что останавливает Россию перед нападением на Украину — газотранспортная сеть Незалежной, благодаря которой Москва получает солидные средства в свой бюджет.

Напомним: «Северный поток — 2» — это магистральный газопровод из России в Германию по дну Балтийского моря, являющийся расширением действующего «Северного потока». Завершить новый проект планируют до конца 2019 года. На данный момент российский газ в ЕС поступает по четырем маршрутам: морской («Северный поток») и сухопутные: «Ямал-Европа» (проходит через территорию Белоруссии, Польши и Германии), «Уренгой-Ужгород» (транзит осуществляется через Украину, а далее по компрессорным станциям в Венгрию, Румынию, Словакию и Польшу) и «Союз» (страны-транзитеры: Украина, Венгрия, Словакия, Румыния). Две магистрали («Уренгой-Ужгород» и «Союз») были построены еще в СССР, а их суммарная мощность позволяет отправлять до 58 млрд. куб. метров газа в год. Учитывая, что «Северный поток — 2» обладает ресурсом на поставки 55 млрд. куб. метров в год, то необходимость в функционировании устаревших газопроводов, на которых все чаще происходят аварии, может отпасть. В связи с этим, опасения Польши и Украины имеют место быть, однако Киев и Варшава продолжают заявлять о «политических» причинах строительства второй линии газопровода по дну Балтийского моря, умалчивая о своей выгоде от транзита.

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин СИМОНОВ считает, что Варшава и Киев при поддержке Вашингтона своими заявлениями бросает вызов не России, а Германии и другим покупателям российского газа.

«Тот факт, что США открыто играют против «Северного потока — 2» не секрет. Знаменитые летние санкции, заявление представителя Госдепа, что их ведомство открыто сотрудничало с датскими законодателями для разработки закона, позволяющего блокировать строительство газопровода. Их действия и так говорят о том, что «Северный поток — 2» не соответствует американским интересам, но можно ли ставить знак равенства между интересами США и интересами Европы? Соединенные Штаты в любом случае видят экономического конкурента в ЕС, хотя и преподносят себя как дружественного партнера.

Относительно Польши и Украины могу сказать, что они уже не первый раз делают громкие, а порой нелогичные заявления. Смотрите, «Северный поток — 2» станет вторым прямым газопроводом из России в Европу. «Северной поток» уже показал себя с лучшей стороны перед странами-потребителями. За годы его эксплуатации там не было аварий. Этого нельзя сказать о других газопроводах. Буквально вчера была крупная авария на газовом хабе в Австрии. Из-за чего Италия вчера частично осталась без газа. И как можно говорить, что российский проект ставит под угрозу энергетическую безопасность Европы? В реальности именно наши поставки обеспечивают энергетическую безопасность ЕС. Кто оставил Европу без газа в 2009 году? Украина, а не Россия. Мы строим новую инфраструктуру. Была одна труба, а мы ставим еще одну. Как это может быть хуже?» 

Автор: Павел Иванов

Источник: Московский комсомолец, 13.12.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики