Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Парижское соглашение и национальные интересы

Парижское соглашение и национальные интересы

России необходимо пересмотреть экологическую стратегию на государственном уровне, считают эксперты.

На прошедшей на днях в Москве выставке-форуме «ЭКОТЕХ» вновь поднимались вопросы сохранения климата и сокращения выбросов парниковых газов. Однако состоявшиеся дискуссии так и не дали четкого понимания, следует ли нашей стране приступать к реализации Парижского соглашения по климату, которое требует дальнейшего снижения эмиссии СО2 в атмосферу.

На сегодняшний день Россия является одним из лидеров по «борьбе» с парниковыми газами. По данным Аналитического центра при правительстве РФ и Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), с 1990 по 2013 год выбросы в абсолютном выражении сократились на 43%, а в расчете на единицу ВВП — на 40%. Это, однако, не дало России ни экономических, ни политических бонусов, поскольку в значительной степени спад был обусловлен экономическим кризисом, повлекшим за собой снижение производства во всех секторах промышленности.

Тем не менее, РФ остается приверженной соглашению и продолжает добиваться снижения выброса парниковых газов. Согласно текущей оценке, к 2030 году объем выбросов сократится более чем на 30% по сравнению с уровнем 1990 года, однако добиваться этих показателей можно разными методами.

Отличие Парижского соглашения по климату 2015 года от так и не реализованного Киотского протокола 1997 года заключается в том, что оно оставляет национальным правительствам свободу в реализации мер борьбы с ростом выбросов парниковых газов. Но даже при таком подходе во многих странах сомневаются в необходимости реализации соглашения — ведь это может навредить экономическому развитию. 

Например, в случае ввода углеродного сбора на выбросы ОК «Русал», компания потеряет 21-23% выручки в год, что превышает EBITDA в 1,25 раза и приведет к остановке производства металла на всех действующих заводах группы, а также поставит под вопрос достройку новых предприятий, на которые уже были потрачены десятки миллиардов рублей. Другой пример — ОАО «РЖД», для которого рост расходов из-за углеродного сбора составит 47-52 млрд рублей. Искусственное усиление налоговой нагрузки с высокой вероятностью приведет к росту цен на электроэнергию, тепло, бензин и розничные товары.

Но это не значит, что экологические проблемы не требуют решения. Как говорил на открытии первой выставки «ЭКОТЕХ» руководитель администрации президента РФ Александр Иванов, государству необходимо создавать выгодные условия для бизнеса, которые будут стимулировать российские компании использовать «зеленые» технологии. В конечном счете задача правительства заключается в том, чтобы предприятия, честно соблюдающие экологические требования и занимающиеся вопросами обновления производства, получали реальные конкурентные преимущества. И это вполне возможно, если идти путем модернизации производственных мощностей, а также оптимизации неэффективных процессов. 

Помимо введения налогов, квот, строительства новых экологичных мощностей и других экономически неоправданных инициатив, снижения выбросов парниковых газов можно добиться за счет повышения энергоэффективности потребителей, а также обновления технологий генерации. Например, «Россети» сократили потери на 3 п. п. за период с 2002 по 2012 год, что эквивалентно снижению выбросов CO2 на 35 млн тонн при текущей топливной эффективности генерации и структуре ТЭБ электроэнергетики. Процесс модернизации сетей продолжается, и в 2013 году сокращение потерь составило 9,9%, а в 2016-м — 8,8%. Другой показательный пример — модернизация газотранспортных сетей «Газпрома». 80% выбросов парниковых газов естественной монополии приходится на транспортировку газа. За период с 2011 по 2015 год компании удалось сократить потери до 31,3 млн тонн CO2 в эквиваленте.

«Возможно, нам стоит присмотреться в первую очередь именно к такому мировому опыту. Если в США прекрасно понимают, что конкурентоспособность американской промышленности пострадает от этих слабо обоснованных экологических инициатив, то у нас еще многие подвержены иллюзиям на этот счет и даже думают, что им этот налог сможет как-то помочь. Нет сомнений, что у нас в итоге пострадают все, даже те, кто сегодня рассчитывает на получение выгод от введения такого налога», — говорит заместитель генерального директора ИПЕМ Александр Григорьев. 

Кроме этого, большие перспективы для выполнения экологических задач в России принесут программы повышения энергоэффективности крупных промышленных и генерирующих предприятий. Разработка отраслевых и корпоративных стандартов на государственном уровне также может оказать серьезную поддержку инициативам по сокращению выбросов СО2, а заключение энергосервисных контрактов в ЖКХ поможет достигнуть новых результатов в сфере повышения энергоэффективности.

В сложившейся ситуации, когда в экспертном сообществе нет единого мнения о целях и методах борьбы с парниковым эффектом и сокращением выбросов СО2 в атмосферу, потребность в дополнительном анализе и разработке стратегии становится очевидной. В настоящее время в РФ нет четкого плана выполнения Парижского соглашения с учетом национальных интересов. Необходимость переосмысления экологической стратегии на государственном уровне еще раз подтвердили дискуссии, проходившие на форуме «ЭКОТЕХ». И остается надеяться, что Парижское соглашение, намного более выгодное западным странам, не будет реализовано в России без необходимых корректировок. Тем более, что опыт Киотского протокола показал, как легко западные партнеры выходят из соглашений на любом этапе, не выполняя своих обязательств.

Автор: Андрей Михайлов 

Источник: Росбалт, 15.12.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики