Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сербии разрешили реэкспорт российского газа

Сербии разрешили реэкспорт российского газа

Россия и Сербия подписали изменения в межправсоглашение, согласно которому республика может реэкспортировать полученный российский газ.

Документ подписан в ходе официального визита президента Сербии Александра Вучича в Россию, передает РИА «Новости».

Президент России Владимир Путин заявил, что Сербия может стать важным транзитером российского газа, стороны прорабатывают возможность ее участия в проекте «Турецкий поток».

Также глава Газпрома Алексей Миллер и гендиректор Сербиягаза Душан Баятович подписали дополнение к контракту на поставку российского газа в Сербию.

Ранее в межправсоглашении было прописано, что газ, поставляемый в Сербию, предназначен только для внутреннего рынка республики.

В конце ноября Миллер обсуждал с сербским лидером реализацию проекта «Турецкий поток» – он, как предполагается, может быть продлен до Сербии.

Чем же заслужила Сербия разрешение на перепродажу российского газа? Этого требует Евросоюз или это обмен на поддержку «Турецкого потока»?

Reuters ранее сообщало, что ЕС требует от Сербии, которая хочет вступить в ЕС, чтобы российско-сербское газовое соглашение соответствовало требованиям европейского законодательства. Для этого надо исключить из контракта запрет на реэкспорт газа. В рамках антимонопольного дела ЕК в отношении Газпрома этот пункт в контракте также не устраивал европейцев. На самом деле Газпром уже давно убирает этот запрет на реэкспорт из своих контрактов. «К моменту начала знаменитого антимонопольного расследования ЕС этот пункт Газпром уже практически во всех своих контрактах изменил, то есть разрешил реэкспорт. Поэтому сербский контракт он приводит в соответствие с такими же контрактами с другими европейскими потребителями», – говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета Игорь Юшков.

Интересно, что, кроме Польши, Венгрии и Словакии, реэкспортом российского газа никто практически не занимается. И делают они это исключительно потому, что этот газ готова покупать Украина. Все это легко объясняется. Российский газ, идущий на реэкспорт, стоит дороже, ведь европейский перепродавец хочет получить маржу. Никто, кроме Украины, переплачивать за топливо посреднику не хочет, тем более что есть возможность покупать газ в рамках контракта напрямую у Газпрома. Европейцам выгодней запросить у Газпрома сверх обозначенных в контракте объемов, чем искать топливо у перепродавцов.

Однако с Сербией ситуация немного иная. Дело в том, что она получает российский газ от Газпрома со скидкой в 15%. И об отмене этой скидки не сообщалось. Однако сложно представить, чтобы Сербия получила возможность торговать российским газом по цене ниже газпромовской или аналогичной, то есть стать прямым конкурентом Газпрому в регионе.

Скорее всего, для Сербии вводятся некие ограничения на объемы. Так, в рамках контракта, действующего с 2012 по 2021 год, Россия поставляет Сербии гарантировано 1,5 млрд кубометров газа с возможностью увеличения до 5 млрд кубометров в год. После отмены запрета на реэкспорт Белград, конечно, захотел бы получить все объемы по максимуму. Однако 3,5 млрд кубов со скидкой в 15% – это слишком много. Судя по всему, Газпром разрешит лишь небольшое увеличение объемов. В материалах к российско-сербским переговорам отмечается, что Газпром в 2018 году увеличит поставки природного газа в Сербию на 15%. То есть, вероятно, с 1,5 до 1,725 млрд кубометров. Сербия получит возможность реэкспортировать 0,225 млрд кубометров и получить на них свою прибыль.

«Невозможно, чтобы Сербия начала скупить десятками миллиардов кубов российский газ и распределять его в регионе, перебивая у Газпрома клиентов. Газпром даст Сербии возможность перепродавать не более 500 млн кубометров», – считает Юшков.

Он предполагает, что, возможно, «масштабы перепродажи будут ограничены поставками малотоннажного СПГ на боснийский рынок». Накануне сообщили, что Газпром совестно с сербскими компаниями создает завод по сжижению газа. «Речь о малотоннажном СПГ, и возможны операции перепродажи этого СПГ сербскими компаниями на боснийский рынок, где фактически отсутствует газотранспортная система», – говорит Юшков.

Авторы: Сергей Гурьянов, Ольга Самофалова 

Источник: Взгляд, 20.12.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики