Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газ Норвегии и США через Польшу оставит власти Украины без серых схем

Газ Норвегии и США через Польшу оставит власти Украины без серых схем

Украине было бы невыгодно покупать газ у Польши через газопровод Baltic Pipe или СПГ США через порт в Свиноуйсьце. Украинские власти полностью устраивает текущая схема закупок, когда они берут российский реверсный газ у подконтрольных европейских трейдеров, а разницу в стоимости складывают себе в карман, отмечает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Планы Польши на Baltic Pipe

Представитель польского правительства по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Петр Наимский заявил о желании поставлять Украине 6-8 миллиардов кубометров газа в год, в том числе по газопроводу Baltic Pipe. По его подсчетам, к 2022 году через Baltic Pipe в Польшу будет приходить около 10 млрд кубов газа, что в сочетании с расширением порта в Свиноуйсьце позволит Варшаве получаться около 16-17 млрд кубов газа в год.
 
Такого объема должно хватить для потребления не только самой Польше, но и ряду соседних стран, с которыми Польша намерена соединить Baltic Pipe газопроводами. В качестве претендентов рассматриваются Литва, Словакия, Чехия и Украина.
 
«Первый вопрос связан с тем, удастся ли построить вообще Baltic Pipe, потому что пока мы не видим никаких продвижений по этому проекту. Польша явно намерена привлечь дополнительное финансирование от других игроков, но пока никто в этой истории участвовать не хочет. У Дании в последнее время падают собственные объемы добычи, поэтому в ближайшее время она сама может стать импортером.
 
Ей важнее сосредоточиться на обеспечении себя газом, чем думать о преимуществах транзита. Единственный помимо России страной, способной поставлять по трубе газ в северо-западный регион Европы, остается Норвегия. Дании в данном случае не нужна лишняя конкуренция со стороны Польши, поэтому пока о перспективах Baltic Pipe говорить сложно», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

Серая схема закупок газа

В то же время Польшу объективные причины не останавливают, и она рассчитывают в перспективе увеличить объем экспорта газа на Украину в три-четыре раза. Сегодня же польская компания PGNiG продает украинским потребителям около 2 миллиардов кубометров газа в год.
 
«На самом деле представители Польши и Украины все чаще говорят фантастические вещи. Если поляки анонсируют свои планы на Baltic Pipe и готовы наращивать объемы экспорта, то в Киеве продолжают двигаться по пути самодостаточности в обеспечении себя газом за счет наращивания внутренней добычи. Но на деле их задача максимум – сохранить текущий объем добычи, так как известные украинские месторождения практически полностью выработаны
 
Те 6-8 млрд кубов газа, о которых мечтают поляки, довольно большие объем и равны примерно всему объему импорта газа на Украину. Но даже если проект Baltic Pipe удастся реализовать, то украинцам все равно было бы невыгодно покупать газ у Польши. Украинские власти полностью устраивает текущая схема закупок, когда они берут российский реверсный газ у подконтрольных европейских трейдеров, а разницу в стоимости складывают себе в карман», - объясняет Игорь Юшков.
 
Серая схема закупок предполагает передачу государственных денег частным компаниям, которые аффилированы с украинскими чиновниками и бизнесменами. Их же полностью утраивает текущая цена и способ закупок, поэтому они не станут делиться деньгами с Польшей и Норвегией за газ из Baltic Pipe или с США за поставки СПГ через порт Свиноуйсьце. Интересы Польши также понятны. Как резюмирует наш собеседник, Варшава стремится стать страной-транзитером, и прогонять через свою территорию миллиарды кубов газа, пополняя бюджет на сотни миллионов долларов в год.
 
Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 20.12.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики