Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток-2» обезвредит «газовый шантаж» Польши для России и Германии

«Северный поток-2» обезвредит «газовый шантаж» Польши для России и Германии

Заявление правительства Польши о намерениях поставить вопрос о цене транзита российского газа в Германию – попытка начать торг и шантаж. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
 
"Польский участок газопровода "Ямал-Европа" управляется польской же компанией Europol Gaz, но 48% трубопровода принадлежит российскому "Газпрому". У РФ есть заинтересованность сохранять транзит по этому участку – получается, что за прохождение газа по чужой территории "Газпром" платит сам себе. Потому этот транзит постараются сохранить на максимально уровне, даже если будут построены альтернативные газопроводы в Европу.
 
Правительство Польши пытается доказать, что предшественник Дональд Туск был неуспешным и вел неверную политику. Варшава лишь показывает, что заинтересована продолжать получать деньги за транзит и начинает торг на грани шантажа. Расчеты покажут, достаточно ли получает Польша, но она больше всех других игроков заинтересована, чтобы поставки газа в ЕС по ее территории не прекращались", - отмечает эксперт.
 
Уполномоченный правительства Польши по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Перт Наимский заявил о недовольстве правительства соглашением с "Газпромом". По его словам, правительство Дональда Туска в 2009 году при заключении контракта с "Газпромом" согласилось ограничить годовой доход Europol Gaz до 21 миллиона злотых (около 5,9 миллиона долларов) и списало долги российской компании. Наимский сделал вывод: "россияне бесплатно транспортировали" через Польшу на запад 30 миллиардов кубометров газа. "Польша не имеет от транзита российского газа никакой пользы, но нынешнее правительство "постарается по возможности" изменить это", - заявил чиновник.
 
"Не стоит забывать, что Польша получает российский газ посредством виртуального реверса из Германии. Если Варшава прекратит поставки по "Ямал-Европа", то газ придется получать по уже физическому реверсу, что дороже. Так что аргументов за сохранение транзита у Варшавы куда больше, чем за отказ от него. И даже если Польша, как планирует, вообще откажется от покупки российского газа, доходы от транзита лишними не будут.
 
Удобнее всей себя в этой истории чувствует Германия. Она получает газ с "Северного потока-1", в перспективе приплюсует поставки от "Северного потока-2". То есть становится газовым хабом и сможет продавать топливо той же Польше. Сохранится польский транзит – поставки в Германию становятся более защищенными из-за дополнительного источника. Чем больше газопроводов – тем надежнее. Прервутся поставки – Берлин вполне устроит наличие двух "Северных потоков", - подчеркивает специалист.

Кто в проигрыше

Наимский поспешил заявить: окончание в 2022 году долгосрочного контракта на поставку в Польшу российского газа не означает, что через польский участок газопровода "Ямал" перестанет поступать российский газ для потребителей Германии. "Мы только хотим, чтобы транспортировка была основана на рыночных принципах", - сказал он. И добавил, что в условия заключенного прежним правительством контракта с "Газпромом" "трудно поверить".
 
Правящая партия Польши "Право и справедливость" еще в сентябре инициировала расследование в отношении контракта 2009 года с "Газпромом" на транзит газа. Один из вопросов к подписантам - польское правительство якобы не пыталось договориться о цене на газ, зато согласилось на покупку у РФ миллиарда кубометров газа, "в котором Польша не нуждалась". Europol Gaz (СП "Газпрома" и польской государственной компании PGNiG) является владельцем и оператором польского участка газопровода "Ямал-Европа". "Газпрому" и PGNiG принадлежит по 48% акций компании, оставшиеся 4% принадлежат Gas-Trading.
 
"Если кто и теряет от затеваемой истории, то сама Польша из-за сокращения или потери транзита. Газпром будет действовать по ситуации – благо, до 2022 года еще довольно далеко. К тому времени уже должен быть запущен "Северный поток-2". Если этот газопровод все же будет запущен, Польша потеряет инструмент шантажа – все выигрышные карты окажутся у российской компании.
 
То есть при выдвижении Варшавой неприемлемых условий, "Газпром" сможет без особых проблем отказаться от польского маршрута. Если по каким-то причинам "Северный поток-2" не будет реализован, с Польшей придется договариваться, оговаривать объемы прокачиваемого газа. Скорее всего, тогда с Варшавой будут работать по "украинскому варианту" – заключать контракты на очень короткие сроки в 1-3 года, избегая долгосрочных соглашений.
 
Польша должна понимать: если она начнет выставлять несуразные и неприемлемые требования, то транзит будет сокращен или исчезнет совсем. А это отнюдь не в ее интересах", - заключает Станислав Митрахович.
 
Автор: Максим Бут
 
Источник: Экономика сегодня, 20.12.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики