Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: В 2018 году Россия сохранит статус крупнейшего поставщика газа в Европу

И. Юшков: В 2018 году Россия сохранит статус крупнейшего поставщика газа в Европу

Темпы роста поставок российского газа в Европу в 2018 году уже не будут такими высокими, так как цены на нефть и газ выросли, а значит, конкурентоспособность газа по сравнению с углем и ВИЭ снизится, однако Россия сохранит позицию крупнейшего поставщика газа в Европу. Такой прогноз Агентству нефтегазовой информации представил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

- Какие, на ваш взгляд, значимые события произошли в 2017 году?

- 2017 год с уверенностью можно назвать рекордным по объему экспорта газа из России. На фоне заявлений европейских и американских политиков, а также части экспертов о том, что Европа откажется от российского газа, увеличение поставок газа является хорошим достижением. Оно показывает, что альтернативная энергетика по-прежнему крайне дорога, и при наличии дешевого газа европейские компании отдают предпочтение именно углеводородам.

Газпром смог в 2017 году не только удержать европейский рынок газа, но и укрепить на нем свои позиции. Хотя ранее высказывалось  мнение, что Россию с европейского рынка выдавит американский СПГ. Производители из США не смогли конкурировать с РФ на европейском рынке, в итоге их СПГ направлялся преимущественно в Азию и Южную Америку.

Значимым событием 2017 года стал запуск проекта «Ямал СПГ». Потенциал у рынка сжиженного газа очень велик. «Ямал СПГ» послужил толчком к развитию ряда направлений. Под этот проект фактически была запущена программа нового освоения Арктики, разработаны планы возрождения Северного морского пути, строятся новые атомные ледоколы, развивается инфраструктура Арктики. Проект дал старт развитию аналогичных заводов. И они должны будут иметь большую часть российского оборудования и технологий, а значит, польза для экономики страны будет больше.

Негативным итогом уходящего года можно назвать отсутствие решения по реформе налогообложения нефтяной отрасли. Один из важнейших вопросов отрасли вдруг забыли решить вовремя. Правительство задержалось и не рассмотрело внедрение НДД, теперь пилотный проект в лучшем случае запустят только в 2019 году.

К важным событиям 2017 года также можно отнести продление сделки ОПЕК+ и рост цен на нефть. Благодаря этому соглашению рост предложения нефти на мировом рынке был ограничен, а рост спроса продолжался, что в итоге позволяет выйти на баланс спроса и предложения к началу 2018 года.

Сделка ОПЕК+ подталкивала цены на нефть, и мы увидели котировки выше 60 долларов за баррель. Это довольно высокий уровень, учитывая то, что во время стремительного падения нефтяных цен многие аналитики говорили, что мы в ближайшие 10 лет не увидим нефть дороже 40 долларов за баррель.

После продления сделки заговорили о разработке стратегии выхода из нее. Какую ситуацию стоит ждать в 2018 году?

- Довольно неожиданно, но сделка ОПЕК+ реально сработала. Мало кто верил в ее эффективность. Лично я сомневался, что она продержится так долго, так как члены ОПЕК внутри организации редко соблюдали квоты, а когда соглашение включило в организацию новых членов, сомнений стало еще больше. Однако участники сделки смогли соблюсти дисциплину или же просто не позволили появиться информации о невыполнении кем-либо этого соглашения.

Но чем дороже нефть, тем больше желания у членов ОПЕК+ увеличить добычу и заработать. Поэтому участники и начали обсуждать пути выхода из сделки. Проблема в том, что как только будет объявлено даже о завершении сделки, нефть может резко подешеветь. Трейдеры будут думать, что после отказа от сделки производители начнут добывать по максимуму, значит, опять будет переизбыток предложения на рынке, и нефть подешевеет. В этот момент сами трейдеры начнут продавать фьючерсы, что, несомненно, приведет к резкому падению цен. Обратная ситуация была в момент подписания соглашения ОПЕК+: объем добычи не изменился, а цены выросли на 5 долларов за баррель за один вечер.

В 2018 году стоит ожидать продления сделки. Участники постараются выйти из соглашения постепенно, чтобы минимизировать угрозу ценовых шоков, указанных выше. Возможно, в середине 2018 года зайдет речь о перераспределении квот. Некоторые страны уменьшили добычу, сделав ее ниже своей квоты по внутренним причинам, высвободившиеся объемы могут быть переданы другим участникам соглашения, в том числе и России, что позволит ряду стран нарастить добычу, не превышая всего объема нефтедобычи стран сделки ОПЕК+.

- Игорь Валерьевич, стоит ли ожидать в 2018 году увеличения объемов добычи нефти в России?

- Минэнерго РФ будет стремиться к договоренности с партнерами по ОПЕК+ о том, чтобы России предоставили дополнительную квоту на добычу, так как в нашей стране будут запускаться несколько проектов, что приведет к росту нефтедобычи. Кроме того, остановленные из-за убыточности скважины становятся вновь рентабельными, и компании захотят ввести их в работу.

В 2018 году может возникнуть конфликт между компаниями и Минэнерго. У нас либеральная модель рынка, а ограничения производства – это джентльменское соглашение власти и компаний. Рост цен приводит к тому, что у компаний появляется все больше возможностей нарастить добычу, и если Минэнерго не согласует это в рамках ОПЕК+, то нефтяники будут нарушать межгосударственный договор, что приведет к срыву соглашения и падению цен, отчего пострадает российский бюджет. Поэтому все эти процессы должны быть согласованы на высшем уровне.

Если говорить о развитии нефтегазовой отрасли в 2018 году, то могу предположить, что Россия сохранит позицию крупнейшего поставщика газа в Европу. В 2018 году будет запущена вторая очередь завода «Ямал СПГ», а значит, РФ нарастит свою долю на глобальном рынке СПГ. Кроме того, Газпром и Shell намерены заключить твердый контракт на строительство завода «Балтийский СПГ». 

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 25.12.2017 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики