Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российские АЭС отвоевывают энергорынок Индии у Катара и Ирана

Российские АЭС отвоевывают энергорынок Индии у Катара и Ирана

Анонс от замминистра экономического развития РФ Алексея Груздева, что решение по выделению площадки для второй АЭС, которую планируется построить в Индии с участием России, будет оформлено в ближайшее время – позитивный сигнал для обеих сторон. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
"Зачастую "Росатом" критикуется в РФ за свои мягкие условия для иностранных партнеров, но его вполне можно понять. После Чернобыля и Фукусимы в мире ведутся бурные споры, нужно ли развивать атомную энергетику, периодически в разных странах вспыхивают "антиядерные" протесты. Тот же Вьетнам счет риски неприемлемыми и отказался от АЭС – в случае катастрофы вся страна стала бы зоной поражения.
 
Чтобы построить атомную станцию, нужно выстоять в жесткой конкуренции, которую "Росатому" составляют французы, американцы, а с недавних пор еще и китайцы. Если появляется страна, желающая построить АЭС, она сталкивается с протестами населения, к которым подключается лобби традиционной энергетики. Чтобы "выбить" себе проект, "Росатом" идет на столь мягкие условия, каких не предлагает больше никто в мире", - отмечает специалист.
 
Замглавы Министерства экономического развития РФ Алексей Груздев по итогам встречи сопредседателей российско-индийской межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству объявил: Россия ожидает скорого решения по площадке для второй АЭС в Индии. Чиновник не стал раскрывать тонкости идущих консультаций, но отметил "достаточно положительные сигналы", которые в ближайшее время будут "оформлены в соответствующие решения".
 
"Стратегия "Росатома" проста: компания предлагает иностранному партнеру взять кредит в российских банках на строительство АЭС и возвести станцию. От партнера требуется предоставление площадки и ратификация контракта. Взамен "Росатом" входит совладельцем в строящийся объект – кредит возвращается за счет части прибылей с него. То есть станция будет продавать энергию потребителям, а часть выручки отходит России.
 
Параллельно "Росатом" зарабатывает на поставке ядерного топлива, услугах на его последующем вывозе и переработке. Также он за деньги обучает местный персонал работать на АЭС, готовя специалистов, поставляет запчасти и проводит обследование-ремонт оборудования. То есть процесс сотрудничества растягивается на многие годы и даже на десятилетия", - подчеркивает эксперт.

Индия ставит на РФ

Осенью этого года сообщалось, что Индия определилась с местом строительства у себя новой АЭС с участием России и что далее это решение предстоит оформить официально. Пока крупнейшим объектом экономического сотрудничества является АЭС "Куданкулам" - с участием "Росатома" построены и пущены первые два энергоблока станции. В конце июня нынешнего года состоялась церемония заливки первого бетона в плиту основания здания реакторного отделения третьего энергоблока АЭС, то есть стартовали работы на объектах второй очереди – строительство еще двух энергоблоков.
 
Документ о стратегическом видении серийного сооружения энергоблоков по российской технологии в Индии Москва и Нью-Дели подписали в декабре 2014 года. Стратегическая задача — сооружение в Индии в течение 20 лет не менее 12 блоков АЭС российского образца. Вторую площадку для строительства новых блоков по российскому проекту с реакторами ВВЭР-1200 Индия собиралась предоставить в приоритетном порядке.
 
"Все конкуренты "Росатома" из других стран постоянно пытаются убедить индусов в двух вещах. Они доказывают: российские проекты АЭС ненадежны, а от РФ как партнера вообще нужно изолироваться. Однако все специалисты-атомщики признают: проекты российских АЭС учитывают все нюансы, связанные с Фукусимой, и отвечают самым современным требованиям безопасности. Подтверждает это и МАгАтЭ.
 
Для Индии партнерство с Россией – вариант беспроигрышный. Атомная энергетика РФ там начинает конкурировать с газовой генерацией, а газ туда традиционно поставляет Катар, еще недавно трубопровод проложил Иран. Российский СПГ (сжиженный природный газ) с Ямала и Сахалина, пока дойдет танкерами до Индии, конкурировать с катарским не сможет. То есть мы наращиваем свое присутствие на этом рынке, "откусывая" его значительную часть.
 
Индия же с помощью России диверсифицирует свои источники энергии и создает запас для развития на многие десятилетия вперед. Но беда России в том, что разные энергокорпорации продвигают свои проекты, и победа не всегда целесообразна. К примеру, в Белоруссии мы строим АЭС, хотя выгоднее продавать ей газ десятки лет. Также "Росатом" лоббирует строительство АЭС в разных странах Европы, куда "Газпром" продает огромные объемы газа. Пример Индии в данном случае наиболее гармоничен и отвечает национальным интересам России", - заключает Игорь Юшков.
 
Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 24.12.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики