Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Без прав и лицензий: украинцы окончательно потеряли крымский газ

Без прав и лицензий: украинцы окончательно потеряли крымский газ

Ситуация с шельфом Крыма вряд ли сможет создать сложности для России, несмотря на спорный характер лицензий на разработку его месторождений – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Правительство решило закрыть вопрос с бесхозными месторождениями в Крыму

Дело в том, что правительство РФ на сегодняшнем заседании рассмотрит законопроект о распределении участков недр в акватории Крыма, лицензии на которые до 2014 года были выданы украинскими властями.
 
Вся проблема заключается в том, что владельцы этих лицензий могли перерегистрировать их по нормам российского законодательства до 1 октября 2015 года, но, при этом, те, кто не пошел на это действие, были лишены Россией своего права, а их участки остались без своего разработчика.
 
Данный законопроект должен урегулировать вопрос предоставления российских лицензий на эти участки их новым разработчикам, которые по этому законопроекту будут определяться по результатам аукциона. Более того, все правовые вопросы, связанные с этим аукционом, будет всецело решать правительство РФ.
 
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что масштаб крымских недр, несмотря на всю информационную шумиху, является небольшим.

Разработка этих месторождений помогла бы решить все энергетические проблемы полуострова

«Естественно, эти месторождения важны для энергетики, но не в контексте масштабов России или даже Украины, а самого Крымского полуострова. Соответственно, для Крыма разработка этих проектов была бы хорошим подспорьем в плане развития собственной энергетики», - констатирует Юшков.
 
Расчеты показывают, что с помощью данных месторождений Крым бы смог не только обеспечить себя нужным объемом добычи природного газа, но и экспортировать его в соседние с ним регионы России или Украины.
 
«Если бы удалось реализовать эти проекты так, как планировалось изначально, то Крым бы решил все свои проблемы с природным газом и не получал бы его по трубопроводу из соседней Кубани», - резюмирует Юшков.
 
Здесь можно вспомнить ситуацию с энергетической блокадой Крыма, которую отчасти решили за счет энергомоста, а отчасти за счет строящейся сейчас газовой теплоэлектростанции. Данный проект должен окончательно закрыть потребности Крыма в электроэнергии, но на первых порах ТЭЦ будет питаться за счет газа из Кубани. Соответственно, развитие крымских месторождений могло бы сделать энергосистему Крыма замкнутой, а, значит, гораздо более защищенной от любых возможных рисков, поэтому реализация этих проектов имеет очень серьезную перспективу.

Добыча газа в Крыму может быть примерно равна его потреблению

«Кстати говоря, для безопасности газодобывающих платформ, часть из них в акватории Крыма была снята со своих мест. Это было сделано для того, чтобы избежать инцидентов, когда украинцы могли бы попытаться их захватить силовым путем», - заключает Юшков.
 
Проблема в том, что до событий 2014 года они принадлежали украинской компании НАК «Нафтогаз», в состав которой входил крымский «Черноморнефтегаз».
 
В настоящее время данная коммерческая структура, которая была национализирована крымскими властями в 2014 году, принадлежит властям Республики Крым, но это совсем не мешает «Нафтогазу» считать, что это обстоятельство не распространяется на газовые платформы в крымской акватории.
 
«По этой причине, «Черноморнефтегаз» убрал дальние от Крыма платформы, чтобы у украинцев не было соблазна захватить их силой. Естественно, это сразу сказалось и на уровне добычи природного газа, которая сразу серьезно сократилась в этом российском регионе», - констатирует Юшков.
 
Впрочем, это все равно региональная история, поскольку Крым потребляет 2-2.5 млрд кубов природного газа, а все крымские месторождения могли бы примерно дать этот объем или может быть чуть больше.

Украинцы так и не определились с предметом своих претензий по этому вопросу

«Если взять вопрос возможных претензий со стороны украинцев, т.е. то, с чем бы они могли бы пойти в международные суды, то, естественно, такая возможность сохраняется и, наверняка, украинцы воспользуются ею в будущем, но здесь необходимо понимать, что их никто не лишал права на разработку этих месторождений. Более того, им было предложено поучаствовать в данном энергетическом проекте», - резюмирует Юшков.
 
С другой стороны, европейские суды поддерживают Украину, и только на основании этого данная страна может потребовать компенсации за потерю прибыли в этих проектах. Другой вопрос, что доказать этот факт с помощью соглашения о защите инвестиций с юридической точки зрения украинцам будет невозможно.
 
«Просто их право доступа к этому месторождению не было нарушено, а, значит, нет предмета для претензий по этому прецеденту», - заключает Юшков.
 
Также непонятно, как именно украинцы будут подавать свои возможные претензии – по всему Крыму и на том правовом основании, что они якобы потеряли все свое имущество на этом полуострове, или будут иски по каждому объекту собственности.
 
«Вот это совершенно непонятно, ведь украинцы здесь толком так и не определили свою юридическую позицию, и по этой причине их современные претензии по этому вопросу носят голословный характер», - констатирует Юшков.
 
Также непонятно, на кого украинцы будут здесь жаловаться, будет ли это государство Россия, регион Республика Крым или компания «Черноморнефтегаз». Это важный момент, по которому сложно найти правильное решение, из-за чего украинская сторона так и не смогла сформировать список своих претензий.
 
Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 26.12.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики