Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Шок для Европы. Кому выгодна авария на газовом хабе в Баумгартене

Шок для Европы. Кому выгодна авария на газовом хабе в Баумгартене

Взрыв на газовом хабе в Австрии вновь поднял проблему энергобезопасности Европы и ее зависимости от российского газа. При этом ЕС относит часть проектов новых газопроводов к группе нежелательных по политическим причинам 

Отношения России и Европы в газовой сфере всегда были напряженными, а в последние годы градус возрос крайне высоко. Поэтому новостям по этой теме уделяется особое внимание. Авария на австрийском газовом хабе Баумгартен в обычных условиях должна проходить в рубрике происшествий. Однако в сегодняшних условиях это событие имеет не только экономические, но и политические последствия, так как вновь ставит вопрос об энергетической безопасности Европы. 

Сразу же после взрыва газовый регулятор Австрии E-Control сообщил о прекращении транзитных поставок в направлении Италии, Словении и Венгрии. По большому счету решение об ограничении использования газопроводов стало перестраховкой, так как оператор не знал, какие трубы и объекты инфраструктуры повреждены, а какие нет. Чуть позже появилась предварительная информация, что взорвался газовый фильтр-сепаратор (служит для очистки газа от влаги и механических примесей), а газопроводы не пострадали. Примерно через сутки после аварии работа газопроводов была восстановлена.

Сравнительно незначительный, с точки зрения реальных технических последствий, инцидент привел к открытой панике на рынках. На итальянском хабе PSV цена поднималась до $600 за тыс. куб. м, в Баумгартене — на 17,5%, до $304 за тыс. куб. м. Котировки повысились и на других европейских спотовых площадках. В целом можно выявить, кто больше всего пострадал от данной аварии, а кто может выиграть. 

Стоит заметить, что говорить о фактическом ущербе от взрыва в Баумгартене можно только в отношении Австрии: гибель работников газораспределительной станции и разрушение оборудования. Все остальные — компании и страны — просто не успели почувствовать на себе последствия аварии, так как газоснабжение было восстановлено очень быстро. Но если бы газоснабжение через Баумгартен прервалось бы на более значительный срок, пострадали бы сразу несколько групп.

Во-первых, не досчитались бы газа Италия, Словения и Венгрия. Хотя последняя получает российский газ как через Баумгартен, так и напрямую из Украины, поэтому полностью без российского газа страна не осталась бы. У Словении и Италии  ситуация хуже. Около 70% газа Словения получает из Австрии (через Баумгартен). А в Италию весь объем российского газа идет через Австрию. Если взять данные 2016 года, получается, что Венгрия зависит от российского газа примерно на 64%, Словения — на 65%, Италия — на 35% от объема потребления и на 38% от объема импорта.  

В Италии Министерство экономического развития ввело чрезвычайное положение. Дело в том, что на севере Италии, куда и приходит российский газ через Австрию, установилась холодная погода и потребителям нужен большой объем сырья. Помимо российского газа Италия получает трубопроводный газ из Алжира, Ливии, Нидерландов и Норвегии, а также СПГ из Катара. Но именно наша страна является крупнейшим поставщиком итальянских потребителей.

В случае остановки поставок трубопроводного газа на одну-две недели «Газпром» для исполнения контрактов стал бы поднимать газ из подземных хранилищ (ПХГ) на территории ЕС. Причем в начале зимы, как сейчас, объем газа в ПХГ куда более существенен, чем, скажем, в феврале-марте, когда он находится на минимальном уровне. «Газпром» владеет долями в 8 ПХГ на территории Европы: в Германии, Австрии, Нидерландах, Сербии и Чехии. Однако суммарная мощность этих ПХГ на начало 2017 года составляла всего лишь 5 млрд куб. м. А возможность суточного отбора из них невелика. К тому же австрийское ПХГ  «Хайдах» мощностью 2,89 млрд куб. м, обеспечивающее сбалансированные поставки потребителям Италии, Словении, Хорватии, Венгрии, Австрии, Германии и Словакии, расположено выше Баумгартена. А значит, оно не помогло бы «Газпрому» в случае аварии на хабе.

Вторая группа потенциальных пострадавших от аварий, аналогичных взрыву в Австрии, — потребители, подписавшие контракты с привязкой цены к спотовым площадкам. Инцидент в Баумгартене показал, насколько нестабильны котировки на биржах. Цены взлетели не только на австрийском хабе, но и на всех спотовых площадках Европы. Между тем европейские политики и экономисты долгие годы говорят о необходимости отказа от якобы архаичных контрактов с привязкой стоимости газа к ценам на нефть. Хотя клиенты «Газпрома» наверняка остались довольны тем, что эта архаика сейчас уберегла их от лишних трат.

Влияние взрыва на работу «Газпрома»

После взрыва в Баумгартене у многих остался вопрос: выиграл ли «Газпром» от происшествия или проиграл? То, что ЧП произошло не на российской территории, на руку российской компании. Россия стремится доказать европейцам, что необходимо диверсифицировать маршруты доставки газа. В настоящее время у «Газпрома» нет выбора, по какой трубе качать газ в Европу: все «неукраинские» трубы загружены на максимум возможного, а все, что в них «не влезло», идет через газотранспортную систему Киева. В связи с этим тезис «Газпрома» прост: если бы ЕС разрешил концерну построить «Южный поток», вторую нитку «Турецкого потока» или «Северный поток-2», то авария на одной трубе не привела бы к «газовому шоку» в целом регионе Европы.

ЕС и в своих собственных документах приоритетной задачей ставит развитие газотранспортной системы, то есть соглашается с тем, что чем больше газопроводов, тем лучше. Однако далее часть проектов новых газопроводов относят к группе нежелательных по политическим причинам, а другие, наоборот, получают все возможные преференции. Так, кстати, получилось с остановленным «Южным потоком» и азербайджанским «Южным газовым коридором».

Традиционные критики «Газпрома», в свою очередь, будут трактовать взрыв в Баумгартене как подтверждение ненадежности России как поставщика. Хотя им будет сложно объяснить, почему нехорошей является Россия, а не Норвегия, чей газ также проходит через австрийский хаб.

Остается только надеяться, что авария в Австрии вновь выведет надежность газоснабжения на первый план, отодвинув политические интриги. 

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Forbes.Ru, 18.12.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики