Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > CПГ с Ямала пошел за ценами

CПГ с Ямала пошел за ценами

Проект «Ямал СПГ», который запустили в начале декабря, набирает обороты. Танкер с первым грузом СПГ с Ямала встал вчера на рейд британского порта Харвич, а газовоз со второй партией сжиженного газа завтра прибывает в нидерландский Роттердам. В то же время в порту Сабетта, где загружают ямальским СПГ танкеры, и на подходе к нему находятся еще 4 танкера. Такие данные дает навигационный портал Marinetraffic.

Долгосрочные контракты по поставкам сжиженного газа с «Ямал СПГ» начнут выполняться с апреля, а до этого, как заявлял глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон, из Арктики отправят 17 партий российского сжиженного газа, которые продадут на спотовом рынке.

Танкер «Кристоф де Маржери» загрузили первой партией СПГ 8 декабря в присутствии президента России Владимира Путина. Покупателем сжиженного газа стала малазийская компания Petronas. Правда, вместо Азии танкер отправился в Великобританию, куда перепродали СПГ. Вчера танкер встал на рейде порта Харвич на восточном побережье страны. После аварии в австрийском Баумгартене, ЧП на газопроводе в Северном море и на норвежском месторождении Троль на Туманном Альбионе резко подскочили цены на газ. За несколько дней с 12 декабря они выросли на 23% и составили $ 350 за тысячу кубометров. Впрочем, сам танкер шел в Великобританию не три недели. Более десяти дней он отстаивался на рейде датского порта Скаген.

Как сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на оператора газовых сетей Великобритании National Grid, танкер «Кристоф де Маржери» подойдет к причалу терминала Isle of Grain сегодня вечером. «Груз перегрузят в хранилище, но он не пойдет в сеть», — сообщил оператор. Первая партия российского СПГ с Ямала составила 73 тыс. тонн (100 млн кубометров).

Вторая партия СПГ с Ямала предназначается китайской CNPC, которая является участником проекта. Завтра газовоз «Борис Вилкицкий» должен прибыть в нидерландский Роттердам, по данным Marinetraffic.

Куда дальше отправится партия сжиженного газа, пока неизвестно. Его также могут перепродать в Европе или перегрузить на более дешевые газовозы не ледового класса для транзита в Китай. Там потребление газа в этом году резко выросло после того, как страна начала переходить с угля на «голубое топливо». По большинству контрактов при этом СПГ с Ямала отгружается в бельгийском Зебрюгге, хотя в Азию быстрее и дешевле доставлять сжиженный газ Северным морским путем (СМП). По данным «Атомфлота», себестоимость доставки СПГ до китайского Яньтяня по СМП составляет $ 64, а через Европу — $ 91,5. Кроме того, время доставки по Северному морскому пути занимает 43 суток — в полтора раза быстрее. Навигация по этому маршруту, однако, длится всего 6 месяцев в году.

Следующую партию СПГ с Ямала получит французская Total. Сейчас в порту Сабетта, построенного под арктический проект, находятся два танкера. Еще два приближаются к порту, судя по данным глобальной сайта позиционирования судов.

Всего по проекту трех очередей «Ямал СПГ» планируется ежегодно поставлять 16,5 млн тонн СПГ (около 23 млрд кубометров). Первую очередь ввели в этом году, вторую планируют в следующем, а третью — в 2019 году. Также участники проекта стоимостью $ 27 млрд рассматривают сейчас возможность увеличения мощности еще на 1 млн тонн. Большая часть газа законтрактована самими участниками «Ямал СПГ» — НОВАТЭКом (50,1% в проекте), французской Total (20%) и китайской CNPC (20%). Кроме того, по 2,5 млн тонн ежегодно будут выкупать «Газпром» и испанская Gas Natural Fenosa.

Аналитики указывают на то, что в Европе российский СПГ может составить конкуренцию российскому трубопроводному газу. «Даже для рынков, куда наш трубопроводный газ физически не поставляется, таких как Испании, Португалии или юг Франции, увеличение поставок СПГ при неизменном спросе, будет приводить к изменению потоков внутри Европы и снижать отборы из нашей трубы, — говорил EADaily замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — Не случайно же, когда обсуждалась либерализация экспорта СПГ в 2012 году, „Новатэк“ убеждал всех и обещал властям, что весь газ с проекта пойдет в Азию и не будет конкурировать с российским трубопроводным экспортом». Единственная возможность того, что СПГ не будет вступать в конкуренцию с трубопроводным газом в странах ЕС, считает эксперт, это если спрос Европы на российский газ будет на максимуме контрактных и физических возможностей, но не сможет при этом удовлетворять европейские потребности.

Российские независимые производители газа уже давно пытаются получить доступ к экспорту газа трубопроводами, однако такое право имеет лишь «Газпром». Что позволили «Роснефти» и НОВАТЭКу, так это поставлять газ за пределы России в виде СПГ.

В международном консалтинговом агентстве Timera Energy считают проект «Ямал СПГ» одним из перспективных в мире. Если ямальский СПГ и не сможет составить конкуренцию катарскому сжиженному газу, то свободно будет конкурировать с американским, считают аналитики.

«Ямал СПГ» — один из немногих успешных проектов в российской Арктике. Это также и демонстрация успешного международного сотрудничества. Всего несколько проектов устояли в условиях санкций", — заметила изданию Arcticnow исследователь Стокгольмского международного института изучения мира Екатерина Клименко.

Кроме «Ямал СПГ», НОВАТЭК планирует также осуществить проект «Арктик СПГ-2» на Гыданском полуострове. Его мощность составит 20 млн тонн, а цена — $ 10 млрд. Разница в стоимости с первым проектом СПГ заключается в том, что компания планирует строить гравитационные платформы, на которых и разместят модульный завод по сжижению газа.

Источник: EADaily, 28.12.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики