Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия возвращается к принципу "бери или плати" в газовом контракте с Украиной

Россия возвращается к принципу "бери или плати" в газовом контракте с Украиной

Анонсируя возможное возвращение к прямым закупкам газа из России, президент Порошенко скрывает истинные причины такого решения. Оно продиктовано вердиктом Стокгольмского арбитража, согласно которому Украина должна ежегодно приобретать как минимум 5 млрд кубов газа из России, не игнорируя прописанный в контракте принцип «бери или плати».

Украина возвращается к закупкам газа из РФ 

Киев может рассмотреть возможность закупки газа из России при условии, что газ будет дешевый, «честный» и «некоррупционный», заявил президент Украины Петр Порошенко. При этом он подчеркнул энергетическую независимость Украины, но отметил, что возвращение к закупкам из России может положительно сказаться на тарифах для украинцев в сторону уменьшения.
 
«Несмотря на объявленную Киевом победу в Стокгольмском арбитраже, ситуация обстоит обратным способом. Стокгольмский арбитраж снизил необходимый уровень закупки газа Украиной до 5 млрд кубометров в год с возможностью его снизить по желанию покупателя еще на 20%. То есть минимальный объем, который Киев обязан покупать у России напрямую, составляет около 4 млрд кубов. В противном случае ему придется платить штраф. И уже понятно, что штраф Киев платить не захочет.
 
Так как украинские власти не хотят признавать, что их принудили вернуться к возвращению покупки газа у России в Стокгольме, то они сейчас активно пытаются выдать решение арбитража за свою идею. Иными словами они упаковывают в новую информационную оболочку свой проигрыш и возвращение к выполнению контрактных обязательств по принципу «бери или плати», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

Влияние прямых закупок на тарифы

Накануне с похожим заявлением выступал и глава Нафтогаза Юрий Витренко.  С его слов после победы в Стокгольме Киев получил возможность закупать российский газ по рыночной цене без переплаты за транспортировку. Как отметил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, это высказывание ориентировано исключительно на внутреннюю аудиторию.
 
«Что касается внутренних тарифов на Украине, то на текущий момент они приравнены к импортному паритету, то есть берется цена газа на хабе, а дальше приплюсовывается стоимость транзита до ГТС. Впоследствии когда Украина будет покупать у «Газпрома» напрямую, то скорее всего, цена будет привязана к хабу по принципу хаб плюс, то есть стокгольмский арбитраж скорректировал формулу цены из контракта.
 
Кроме того, если «Газпром» будет поставлять газ напрямую, то через Украину будет проходить меньше транзитного газа, и «Нафтогаз» недополучит денег. И самое главное, что Киеву по решению Стокгольма нужно будет предварительно отдать «Газпрому» 2 млрд долларов, которые еще нужно где-то найти. На этом фоне какого-то существенного влияния на тарифы ждать не стоит», - продолжает Станислав Митрахович.
 
«Газпром» же со своей стороны никаких препятствий для прямых закупок газа для Украины чинить не будет. Как обращает внимание эксперт, российская компания всегда действовала в рамках контракта от 2009 года, из которого Украина вышла в одностороннем порядке. 
 
Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 28.12.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики