Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Стокгольмский синдром»: Порошенко запутался в сроках «энергетической независимости от России» после «газового провала» в Европе

«Стокгольмский синдром»: Порошенко запутался в сроках «энергетической независимости от России» после «газового провала» в Европе

Заявление украинского президента Петра Порошенко, что страна соскочила «с газового крючка» России — чистый популизм, Киев пытается оправдать свой проигрыш в Стокгольмском арбитраже перед населением. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
«Порошенко и ряд других украинских политиков два года утверждали, что „соскочили с газового крючка России“ еще в ноябре 2015 года, когда прекратили закупать газ у „Газпрома“ по прямым контрактам и перевели приобретение газа из РФ на реверсные схемы. То есть все время подменяются понятия — газ в любом случае российский, меняются лишь способ доставки и цена. Решение Стокгольмского арбитража предписывает вернуться к прямым покупкам и еще выплатить Москве два миллиарда долларов задолженности. При этом еще два года придется жить с условием „бери или плати“.
 
После вынесения решения в суде Киев поспешил заявить о своей победе, но сейчас пришло отрезвление — украинцы пытаются понять, где кроется заявленая „перемога“. Руководство страны ставит на то, что простые люди не станут разбираться в нюансах и поверит на слово — условия закупки для Украины стали лучше, а газ можно будет покупать дешевле. И вряд ли Порошенко объяснить населению, что присужденная судом цена даже выше той, что хотел „Газпром“ — стоимость газа привязана не к нефтяной корзине, а к газовым хабам — там топливо значительно дороже», — отмечает специалист.
 
Президент Украины Петр Порошенко написал в соцсетях, что якобы благодаря решению Стокгольмского арбитража Украина «соскочила с газового крючка» «Газпрома». «Мы уверенно начинаем 2018-й — год энергетической независимости Украины», — гласит запись. О газовой независимости от РФ Киев впервые заявил еще в ноябре 2015 года — в 2016-м страна впервые не использовала прямые контракты с Россией при подготовке к отопительному сезону, закупив газ по реверсу в Европе — у Словакии, Польши и Венгрии. С тех пор украинские чиновники регулярно заявляли об уходе от «энергетической зависимости».
 
«Идет прямая подмена понятий. Единственное, чем Порошенко и его компания может объяснить победу над РФ — тем, что условия изменились. Расчет, что украинские обыватели примут лукавство за чистую монету и не станут докапываться до сути — „перемоги“ как таковой не оказалось. Вопрос лишь в трактовке решения суда в русле „все прекрасно“ без подтверждающих аргументов.
 
Коммерческий контракт, который в 2009 году подписали „Газпром“ и „Нафтогаз“ назвать „крючком“ нельзя — решение было добровольным. Арбитраж подтвердил, что контракт справедлив и к нему нужно возвращаться. Это коммерческое соглашение, в котором стороны имеют как права, так и обязанности. Все остальное — антироссийская риторика Порошенко и его окружения», — подчеркивает эксперт.

Украина получила неприятный прецедент и пени

«Газпром» и «Нафтогаз Украины» судились в Стокгольмском арбитраже с 2014 года, в декабре 2017-го суд обязал украинскую компанию закупать у России не менее пяти миллиардов кубометров газа в год. При этом условие «бери или плати» для 80 процентов от данного объема сохранилось. Вскоре после этого Порошенко заявил, что Киев может возобновить закупки голубого топлива у России — «если газ будет дешевый». Кроме того, «Нафтогаз» должен выплатить «Газпрому» два миллиарда долларов задолженности за поставки, а также 0,03 процента от этой суммы (примерно 600 тысяч долларов) за каждый день просрочки, начиная с 22 декабря.
 
Срок заключенных между Украиной и Россией соглашений на поставки и транзит газа истекает в 2019 году. В 2015-м, заявив о «несправедливости» цены «Газпрома» Киев начал пересчитывать стоимость. Параллельно было заявлено, что газ из Европы обходится Украине дешевле, чем по прямым поставкам из РФ. Позднее в «Нафтогазе» вынуждены были констатировать: «Газпром» предложил сырье по более привлекательной цене, нежели европейские поставщики.
 
«Киеву теперь не удастся вывернуться от исполнения обязательств — арбитраж Стокгольма создал прецедент. Если раньше Украина перестала выполнять условия контракта под причиной „несправедливой цены“ и штрафов по „бери или плати“. Теперь европейский суд признал контракт справедливым, и найти аргументацию для ухода от контракта будет сложно. Более того, последующие решения будут опираться на уже имеющийся прецедент, а он далеко не в пользу Киева.
 
Хотя Украина нарушает решение арбитража уже сейчас — тем, что не выплачивает присужденные пени. Возможно, власти ждут определенного гранта от Европы на это, ведь в бюджете страны деньги для выплат Москве заранее не отвели. Но более вероятно, что Киев ждет решение второго арбитража — по спору с „Газпромом“ о транзите „голубого топлива“. Вероятно, украинские власти надеются на решение в свою пользу, чтобы провести с „Газпромом“ взаимозачет. Решение намечено на конец февраля 2018-го — пени к тому времени пени вырастут до десятков миллионов долларов.
 
У „Газпрома“ же появилось широкое поле для маневра. В конце декабря Италия арестовала газ, поступающий на Украину, в счет долгов по контрактам чуть не десятилетней давности — это стало очень неприятным сюрпризом для Киева. Теперь в случае невыполнения Украиной условий контракта российская компания может арестовать имущество „Нафтогаза“ в Европе. В том числе основанием может стать невыплата пени по решениям суда. Аргументация проста: если Киев утверждает, что „Украина — це Европа“, то будьте добры подчиняться европейским судам или отвечайте за свои поступки согласно суровым, но справедливым европейским законам», — заключает Игорь Юшков.
 
Источник: Экономика сегодня, 05.01.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики