Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Стокгольмский синдром»: Порошенко запутался в сроках «энергетической независимости от России» после «газового провала» в Европе

«Стокгольмский синдром»: Порошенко запутался в сроках «энергетической независимости от России» после «газового провала» в Европе

Заявление украинского президента Петра Порошенко, что страна соскочила «с газового крючка» России — чистый популизм, Киев пытается оправдать свой проигрыш в Стокгольмском арбитраже перед населением. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
«Порошенко и ряд других украинских политиков два года утверждали, что „соскочили с газового крючка России“ еще в ноябре 2015 года, когда прекратили закупать газ у „Газпрома“ по прямым контрактам и перевели приобретение газа из РФ на реверсные схемы. То есть все время подменяются понятия — газ в любом случае российский, меняются лишь способ доставки и цена. Решение Стокгольмского арбитража предписывает вернуться к прямым покупкам и еще выплатить Москве два миллиарда долларов задолженности. При этом еще два года придется жить с условием „бери или плати“.
 
После вынесения решения в суде Киев поспешил заявить о своей победе, но сейчас пришло отрезвление — украинцы пытаются понять, где кроется заявленая „перемога“. Руководство страны ставит на то, что простые люди не станут разбираться в нюансах и поверит на слово — условия закупки для Украины стали лучше, а газ можно будет покупать дешевле. И вряд ли Порошенко объяснить населению, что присужденная судом цена даже выше той, что хотел „Газпром“ — стоимость газа привязана не к нефтяной корзине, а к газовым хабам — там топливо значительно дороже», — отмечает специалист.
 
Президент Украины Петр Порошенко написал в соцсетях, что якобы благодаря решению Стокгольмского арбитража Украина «соскочила с газового крючка» «Газпрома». «Мы уверенно начинаем 2018-й — год энергетической независимости Украины», — гласит запись. О газовой независимости от РФ Киев впервые заявил еще в ноябре 2015 года — в 2016-м страна впервые не использовала прямые контракты с Россией при подготовке к отопительному сезону, закупив газ по реверсу в Европе — у Словакии, Польши и Венгрии. С тех пор украинские чиновники регулярно заявляли об уходе от «энергетической зависимости».
 
«Идет прямая подмена понятий. Единственное, чем Порошенко и его компания может объяснить победу над РФ — тем, что условия изменились. Расчет, что украинские обыватели примут лукавство за чистую монету и не станут докапываться до сути — „перемоги“ как таковой не оказалось. Вопрос лишь в трактовке решения суда в русле „все прекрасно“ без подтверждающих аргументов.
 
Коммерческий контракт, который в 2009 году подписали „Газпром“ и „Нафтогаз“ назвать „крючком“ нельзя — решение было добровольным. Арбитраж подтвердил, что контракт справедлив и к нему нужно возвращаться. Это коммерческое соглашение, в котором стороны имеют как права, так и обязанности. Все остальное — антироссийская риторика Порошенко и его окружения», — подчеркивает эксперт.

Украина получила неприятный прецедент и пени

«Газпром» и «Нафтогаз Украины» судились в Стокгольмском арбитраже с 2014 года, в декабре 2017-го суд обязал украинскую компанию закупать у России не менее пяти миллиардов кубометров газа в год. При этом условие «бери или плати» для 80 процентов от данного объема сохранилось. Вскоре после этого Порошенко заявил, что Киев может возобновить закупки голубого топлива у России — «если газ будет дешевый». Кроме того, «Нафтогаз» должен выплатить «Газпрому» два миллиарда долларов задолженности за поставки, а также 0,03 процента от этой суммы (примерно 600 тысяч долларов) за каждый день просрочки, начиная с 22 декабря.
 
Срок заключенных между Украиной и Россией соглашений на поставки и транзит газа истекает в 2019 году. В 2015-м, заявив о «несправедливости» цены «Газпрома» Киев начал пересчитывать стоимость. Параллельно было заявлено, что газ из Европы обходится Украине дешевле, чем по прямым поставкам из РФ. Позднее в «Нафтогазе» вынуждены были констатировать: «Газпром» предложил сырье по более привлекательной цене, нежели европейские поставщики.
 
«Киеву теперь не удастся вывернуться от исполнения обязательств — арбитраж Стокгольма создал прецедент. Если раньше Украина перестала выполнять условия контракта под причиной „несправедливой цены“ и штрафов по „бери или плати“. Теперь европейский суд признал контракт справедливым, и найти аргументацию для ухода от контракта будет сложно. Более того, последующие решения будут опираться на уже имеющийся прецедент, а он далеко не в пользу Киева.
 
Хотя Украина нарушает решение арбитража уже сейчас — тем, что не выплачивает присужденные пени. Возможно, власти ждут определенного гранта от Европы на это, ведь в бюджете страны деньги для выплат Москве заранее не отвели. Но более вероятно, что Киев ждет решение второго арбитража — по спору с „Газпромом“ о транзите „голубого топлива“. Вероятно, украинские власти надеются на решение в свою пользу, чтобы провести с „Газпромом“ взаимозачет. Решение намечено на конец февраля 2018-го — пени к тому времени пени вырастут до десятков миллионов долларов.
 
У „Газпрома“ же появилось широкое поле для маневра. В конце декабря Италия арестовала газ, поступающий на Украину, в счет долгов по контрактам чуть не десятилетней давности — это стало очень неприятным сюрпризом для Киева. Теперь в случае невыполнения Украиной условий контракта российская компания может арестовать имущество „Нафтогаза“ в Европе. В том числе основанием может стать невыплата пени по решениям суда. Аргументация проста: если Киев утверждает, что „Украина — це Европа“, то будьте добры подчиняться европейским судам или отвечайте за свои поступки согласно суровым, но справедливым европейским законам», — заключает Игорь Юшков.
 
Источник: Экономика сегодня, 05.01.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики