Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Транзит нефтепродуктов: Россия сужает Белоруссии пространство для маневра

Транзит нефтепродуктов: Россия сужает Белоруссии пространство для маневра

Белоруссия увеличит транзит нефтепродуктов через российские порты, но полностью на них если и перейдет, то не сразу, так как рассчитывает на сотрудничество с Прибалтикой. Россия же, имея возможность усиления давления на Минск в этом смысле, воздерживается, чтобы не дать повод политическим оппонентам обвинять ее в принуждении партнеров. Так считает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
 
Белоруссия продолжит транзит нефтепродуктов через порты России, но только если это будет экономически оправдано. Об этом заявил заместитель главы концерна "Белнефтехим" Андрей Рыбаков.
 
"Продолжение транзита белорусских нефтепродуктов через российские порты возможно при условии экономической целесообразности. Если данное направление по величине транспортных издержек будет выгоднее или сопоставимо с прочими - мы будем только приветствовать возможность предложить покупателям поставки из различных портов Балтийского моря, включая российские", - сказал Рыбаков.
 
Он добавил также, что транзит через более отдаленные порты - "это запасной вариант, используемый в случае перебоев в поставках по более выгодным направлениям".
В августе прошлого года Владимир Путин выступил с инициативой обязать белорусские нефтеперерабатывающие заводы использовать российскую инфраструктуру для перевозки нефтепродуктов. По его словам, на белорусских НПЗ перерабатывается российская нефть, соответственно, нужно увязать вопрос получения нефти из России с использованием российской инфраструктуры.
 
Месяц спустя в Минске заявили, что поставки через российские порты экономически нецелесообразны. Но в конце года глава "Белнефтехима" Игорь Ляшенко допустил, что в 2018 году Белоруссия может поставить через российские порты до миллиона тонн нефтепродуктов. 

По разным корзинам

Ситуация вокруг транзита - элемент давней российской стратегии, направленной на развитие портов на Балтике, говорит Игорь Юшков. Власти прилагают усилия к тому, чтобы отечественные компании и производители отказались от транзита через прибалтийские порты и шли через наши порты - Петербург, Усть-Луга, Высоцк. Соответственно, логично было бы, если и белорусские товары, прежде всего, нефтепродукты, произведенные из российской нефти, также шли через наши порты, пояснил эксперт.
 
"Отказ от работы с Прибалтикой вызван во многом и политическими противоречиями. Прибалтика регулярно называет Россию агрессором, и конечно, когда тебя ежедневно поливают грязью, возникает вопрос, почему бюджеты этих стран должны формироваться за счет перевалки российских грузов, а наши посты будут простаивать. И белорусов Россия призывает сделать то же самое, тем более что страны-соседи Белоруссии ведут порой политику, которая вредит Минску - достаточно вспомнить историю с БелАЭС, проект, торпедированный Литвой", - говорит Юшков.
 
Белорусы же, по его словам, пытаются разложить яйца по разным корзинам - они и не против сотрудничества с Россией, но и надеются на сотрудничество с прибалтами. 

Просчитывать последствия

Владимир Путин обозначил четкую позицию - все нефтепродукты, производимые из российской нефти, должны идти через наши порты. В какой срок к этому нужно прийти, не прописано, и Минск пытается этим пользоваться, указывая на уже имеющиеся у них контракты с прибалтийскими портами.
 
"Думаю, что белорусы все равно увеличат поставки через наши порты, но и будут работать с прибалтами. Убеждение разойтись с Прибалтикой может занять много времени - белорусы политически не хотят завязываться на одного транзитера", - сказал Игорь Юшков
 
Россия не усиливает давление, так как четко просчитывает последствия. Документально обязательства Белоруссии по транзиту через российские порты не зафиксированы, и по сути Минск ничего не нарушает. "Соответственно, ультимативные требования Москвы могут быть на руку политическим оппонентам, которые выставят Россию как принуждающую своих партнеров", - пояснил эксперт. 
 
Автор: Игорь Скрыпач

Источник: Экономика сегодня, 11.01.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики