Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Транзит нефтепродуктов: Россия сужает Белоруссии пространство для маневра

Транзит нефтепродуктов: Россия сужает Белоруссии пространство для маневра

Белоруссия увеличит транзит нефтепродуктов через российские порты, но полностью на них если и перейдет, то не сразу, так как рассчитывает на сотрудничество с Прибалтикой. Россия же, имея возможность усиления давления на Минск в этом смысле, воздерживается, чтобы не дать повод политическим оппонентам обвинять ее в принуждении партнеров. Так считает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
 
Белоруссия продолжит транзит нефтепродуктов через порты России, но только если это будет экономически оправдано. Об этом заявил заместитель главы концерна "Белнефтехим" Андрей Рыбаков.
 
"Продолжение транзита белорусских нефтепродуктов через российские порты возможно при условии экономической целесообразности. Если данное направление по величине транспортных издержек будет выгоднее или сопоставимо с прочими - мы будем только приветствовать возможность предложить покупателям поставки из различных портов Балтийского моря, включая российские", - сказал Рыбаков.
 
Он добавил также, что транзит через более отдаленные порты - "это запасной вариант, используемый в случае перебоев в поставках по более выгодным направлениям".
В августе прошлого года Владимир Путин выступил с инициативой обязать белорусские нефтеперерабатывающие заводы использовать российскую инфраструктуру для перевозки нефтепродуктов. По его словам, на белорусских НПЗ перерабатывается российская нефть, соответственно, нужно увязать вопрос получения нефти из России с использованием российской инфраструктуры.
 
Месяц спустя в Минске заявили, что поставки через российские порты экономически нецелесообразны. Но в конце года глава "Белнефтехима" Игорь Ляшенко допустил, что в 2018 году Белоруссия может поставить через российские порты до миллиона тонн нефтепродуктов. 

По разным корзинам

Ситуация вокруг транзита - элемент давней российской стратегии, направленной на развитие портов на Балтике, говорит Игорь Юшков. Власти прилагают усилия к тому, чтобы отечественные компании и производители отказались от транзита через прибалтийские порты и шли через наши порты - Петербург, Усть-Луга, Высоцк. Соответственно, логично было бы, если и белорусские товары, прежде всего, нефтепродукты, произведенные из российской нефти, также шли через наши порты, пояснил эксперт.
 
"Отказ от работы с Прибалтикой вызван во многом и политическими противоречиями. Прибалтика регулярно называет Россию агрессором, и конечно, когда тебя ежедневно поливают грязью, возникает вопрос, почему бюджеты этих стран должны формироваться за счет перевалки российских грузов, а наши посты будут простаивать. И белорусов Россия призывает сделать то же самое, тем более что страны-соседи Белоруссии ведут порой политику, которая вредит Минску - достаточно вспомнить историю с БелАЭС, проект, торпедированный Литвой", - говорит Юшков.
 
Белорусы же, по его словам, пытаются разложить яйца по разным корзинам - они и не против сотрудничества с Россией, но и надеются на сотрудничество с прибалтами. 

Просчитывать последствия

Владимир Путин обозначил четкую позицию - все нефтепродукты, производимые из российской нефти, должны идти через наши порты. В какой срок к этому нужно прийти, не прописано, и Минск пытается этим пользоваться, указывая на уже имеющиеся у них контракты с прибалтийскими портами.
 
"Думаю, что белорусы все равно увеличат поставки через наши порты, но и будут работать с прибалтами. Убеждение разойтись с Прибалтикой может занять много времени - белорусы политически не хотят завязываться на одного транзитера", - сказал Игорь Юшков
 
Россия не усиливает давление, так как четко просчитывает последствия. Документально обязательства Белоруссии по транзиту через российские порты не зафиксированы, и по сути Минск ничего не нарушает. "Соответственно, ультимативные требования Москвы могут быть на руку политическим оппонентам, которые выставят Россию как принуждающую своих партнеров", - пояснил эксперт. 
 
Автор: Игорь Скрыпач

Источник: Экономика сегодня, 11.01.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики