Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Транзит нефтепродуктов: Россия сужает Белоруссии пространство для маневра

Транзит нефтепродуктов: Россия сужает Белоруссии пространство для маневра

Белоруссия увеличит транзит нефтепродуктов через российские порты, но полностью на них если и перейдет, то не сразу, так как рассчитывает на сотрудничество с Прибалтикой. Россия же, имея возможность усиления давления на Минск в этом смысле, воздерживается, чтобы не дать повод политическим оппонентам обвинять ее в принуждении партнеров. Так считает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
 
Белоруссия продолжит транзит нефтепродуктов через порты России, но только если это будет экономически оправдано. Об этом заявил заместитель главы концерна "Белнефтехим" Андрей Рыбаков.
 
"Продолжение транзита белорусских нефтепродуктов через российские порты возможно при условии экономической целесообразности. Если данное направление по величине транспортных издержек будет выгоднее или сопоставимо с прочими - мы будем только приветствовать возможность предложить покупателям поставки из различных портов Балтийского моря, включая российские", - сказал Рыбаков.
 
Он добавил также, что транзит через более отдаленные порты - "это запасной вариант, используемый в случае перебоев в поставках по более выгодным направлениям".
В августе прошлого года Владимир Путин выступил с инициативой обязать белорусские нефтеперерабатывающие заводы использовать российскую инфраструктуру для перевозки нефтепродуктов. По его словам, на белорусских НПЗ перерабатывается российская нефть, соответственно, нужно увязать вопрос получения нефти из России с использованием российской инфраструктуры.
 
Месяц спустя в Минске заявили, что поставки через российские порты экономически нецелесообразны. Но в конце года глава "Белнефтехима" Игорь Ляшенко допустил, что в 2018 году Белоруссия может поставить через российские порты до миллиона тонн нефтепродуктов. 

По разным корзинам

Ситуация вокруг транзита - элемент давней российской стратегии, направленной на развитие портов на Балтике, говорит Игорь Юшков. Власти прилагают усилия к тому, чтобы отечественные компании и производители отказались от транзита через прибалтийские порты и шли через наши порты - Петербург, Усть-Луга, Высоцк. Соответственно, логично было бы, если и белорусские товары, прежде всего, нефтепродукты, произведенные из российской нефти, также шли через наши порты, пояснил эксперт.
 
"Отказ от работы с Прибалтикой вызван во многом и политическими противоречиями. Прибалтика регулярно называет Россию агрессором, и конечно, когда тебя ежедневно поливают грязью, возникает вопрос, почему бюджеты этих стран должны формироваться за счет перевалки российских грузов, а наши посты будут простаивать. И белорусов Россия призывает сделать то же самое, тем более что страны-соседи Белоруссии ведут порой политику, которая вредит Минску - достаточно вспомнить историю с БелАЭС, проект, торпедированный Литвой", - говорит Юшков.
 
Белорусы же, по его словам, пытаются разложить яйца по разным корзинам - они и не против сотрудничества с Россией, но и надеются на сотрудничество с прибалтами. 

Просчитывать последствия

Владимир Путин обозначил четкую позицию - все нефтепродукты, производимые из российской нефти, должны идти через наши порты. В какой срок к этому нужно прийти, не прописано, и Минск пытается этим пользоваться, указывая на уже имеющиеся у них контракты с прибалтийскими портами.
 
"Думаю, что белорусы все равно увеличат поставки через наши порты, но и будут работать с прибалтами. Убеждение разойтись с Прибалтикой может занять много времени - белорусы политически не хотят завязываться на одного транзитера", - сказал Игорь Юшков
 
Россия не усиливает давление, так как четко просчитывает последствия. Документально обязательства Белоруссии по транзиту через российские порты не зафиксированы, и по сути Минск ничего не нарушает. "Соответственно, ультимативные требования Москвы могут быть на руку политическим оппонентам, которые выставят Россию как принуждающую своих партнеров", - пояснил эксперт. 
 
Автор: Игорь Скрыпач

Источник: Экономика сегодня, 11.01.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики