Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Рейдеров не допустят к аукционам на недра

Рейдеров не допустят к аукционам на недра

Минприроды в этом году начнет формировать черные списки недропользователей

Уже в этом году в России появятся черные списки недропользователей. Речь о компаниях, которые выигрывают аукционы на разработку месторождений, но не платят по условиям конкурса и не приступают к освоению участков. Такие меры предусмотрены подготовленными Минприроды поправками в закон «О недрах» («Известия» ознакомились с документом). По новым правилам в случае отказа победителя конкурса вносить плату победа будет отдана участнику, который предложил чуть менее выгодные условия. С принятием поправок освоение месторождений должно ускориться, а поступления в бюджет — увеличиться.

С конца 2018 года в России появится черный список компаний, которые недобросовестно относятся к разработке недр. В Минприроды их уже окрестили рейдерами — такие фирмы выигрывают аукцион на добычу ресурсов, но потом не оплачивают конкурс и не заходят на участок.

Чтобы предотвращать срывы конкурсов, в Минприроды предлагают присуждать победу в аукционе второму по привлекательности претенденту на недра. Это предусмотрено поправками в соответствующий закон, которые разработало ведомство. Основным критерием присуждения победы будет считаться, как и прежде, размер единоразового взноса за лицензии на разработку или поиск полезных ископаемых.

Но если лицензия не будет оплачена в течение 14 дней, компания-рейдер как минимум на два года вместе со своими учредителями и директорами будет включена в специальный публичный реестр недобросовестных участников конкурсов и аукционов. Его будет вести Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

До сих пор Роснедра, устраивавшие конкурсы, не имеют возможности препятствовать недобросовестному поведению подобных фирм. Из-за этого аукционы переносятся на год или более, что срывает сроки пополнения запасов и приводит к недополучению бюджетом налоговых сборов. По мнению Минприроды, на то у рейдеров есть свои мотивы.

«Недобросовестные компании участвуют в аукционах в целях недопущения приобретения отдельных участков недр другими лицами, являющимися их конкурентами», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Отсрочка аукционов приводит и к миллиардным потерям государства в виде «отложенных» платежей не только в части налогов с добычи. Доход казне могли бы принести также сборы с выполнения услуг по разработке месторождений и с зарплат работников добывающих и сервисных предприятий, рассказал президент Национальной ассоциации нефтегазового сервиса Виктор Хайков.

Мера, предложенная Минприроды, будет эффективной, считают в ведомстве. Аналогичная практика успешно реализована при проведении аукционов по продаже государством земельных участков.

По оценкам ведомства, из-за недобросовестных заявителей отменяется до 15% всех аукционов на недра, то есть каждый шестой конкурс. Доля несостоявшихся аукционов постепенно снижается. В 2016 году сорвалось порядка трети запланированных конкурсов (состоялись лишь 258 из 398). В период с 2008 по 2012 год не смогли провести больше половины аукционов, следует из данных Роснедр.

Чаще всего конкурсы срываются из-за низкого качества активов. А действия «рейдеров» были причиной как минимум трети срывов, уточнил близкий к Минприроды источник «Известий». Как правило, недобросовестные компании участвуют в аукционах на сравнительно небольшие месторождения, рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

К примеру, в августе 2016 года Роснедра не смогли провести аукцион на Борулахский нефтегазовый участок (10 млн т нефти и 165 млрд куб. м газа). Его победитель — компания «УДС-Энерджи» в последний момент отказалась внести разовый платеж в 2,7 млрд рублей, рассказал Игорь Юшков.

По словам представителей Минприроды, с поправками знакомы «все ведомства» и «в целом их поддерживают». Официальные представители Минэкономразвития, Минфина и ФАС подтвердили эту информацию «Известиям». В Роснедрах и Минэнерго не ответили на запрос.

В то же время в ФАС посоветовали Минприроды предусмотреть также альтернативные методы борьбы с недобросовестными компаниями, сообщил «Известиям» начальник управления контроля строительства и природных ресурсов службы Олег Корнеев.

Присуждение победы в подобных аукционах следующим по привлекательности заявителям — вполне логичный и ожидаемый шаг. Похожий подход действует в госзакупках. Новые правила аукционов приведут к повышению налоговых доходов бюджета и повышению темпов освоения новых месторождений. 

 

 

Автор: Арсений Погосян

Источник: Известия, 15.01.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики