Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» усиливает финансовые вливания в турецком направлении

«Газпром» усиливает финансовые вливания в турецком направлении

«Газпром» в понедельник озвучил ряд инвестпланов на 2018 год. Согласно обнародованным материалам компании, она намерена увеличить в текущем году инвестиции в Nord Stream 2 на 12% — до 114,5 млрд рублей. В 2017 году вложения в проект составляли 102,4 млрд рублей. Инвестиции в газопровод «Сила Сибири» вырастут на 4% по сравнению с 2017 годом — почти до 218 млрд рублей. В 2017 году объем инвестиций в строительство «Силы Сибири» составил 209,8 млрд рублей. 

При этом инвестиции в строительство «Турецкого потока» по сравнению с 2017 годом вырастут почти в два раза — до 182,4 млрд рублей. В 2017 году в проект было вложено 92,8 млрд рублей. Проект предполагает строительство двух ниток мощностью по 15,75 млрд кубометров каждая. Первая нитка этого газопровода, предназначенная непосредственно для потребителей Турции, вторая — для снабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы. При этом Россия неоднократно подчеркивала, что вторая нитка «Турецкого потока» будет строиться только при получении твёрдых гарантий от Еврокомиссии. Москва готова к обсуждению любых вариантов маршрута.

АКТИВНАЯ ФАЗА

По мнению опрошенных «Прайм» экспертов, такое внимание к «Турецкому потоку» связано с тем, что как раз сейчас он входит в активную фазу строительства. «Все три проекта одинаково важны для „Газпрома“ и имеют стратегическое значение. Однако „Северный поток-2“ пока находится в подготовительной фазе: инвестиции в определенном объеме сделаны, контракты заключены, заказаны трубы, но, по сути, самого строительства еще нет. „Сила Сибири“, напротив, уже строится несколько лет, и все эти годы активно финансируется. „Турецкий поток“ начал активно строиться в прошлом году, а в этом году уже должна быть запущена первая ветка. С этим и связан рост вложений», — рассуждает замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач.

Вопрос по «Северному потоку-2» пока находится на согласовании с европейскими контролирующими органами, его судьба не до конца очевидна из-за санкций США. Кроме того, Гривач напомнил, что в «Северном потоке-2» предусмотрена значительная доля инвестиций иностранных партнеров, в то время, как «Турецкий поток» — в чистом виде проект «Газпрома». Это также предполагает больше вложений. 

По «Северному потоку-2» и «Силе Сибири» строительные работы, по данным компании «Газпром», ведутся в соответствии с ранее разработанным планом, согласна аналитик по товарным рынкам «Открытие Брокер» Оксана Лукичева. «По „Турецкому потоку“ планы по развитию трубопровода уточняются, проводятся переговоры с основными получателями, ведутся работы по достижению договоренностей с представителями европейских и балканских государств о прохождении через их территорию трубы, которая будет снабжать газом Юг и Юго-восток Европы», — напомнила она.

В конце прошлого года были достигнуты договоренности с сербскими властями об увеличении поставок газа в эту страну и строительстве газового хаба на их территории, в который вольется труба «Турецкого потока». Не стоит забывать о том, что Европа и Турция продолжают наращивать импорт российского газа, что связано как в растущим потреблением газа в регионе, так и с либерализацией условий торговли российским газом внутри ЕС. Таким образом, проект постепенно продвигается на юг и юго-восток Европы, что требует увеличения инвестиций в строительство, говорит Лукичева.

ТУРЕЦКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Говоря о глобальных планах на «Турецкий поток», старший аналитик по нефтегазовому сектору ФК «Уралсиб» Алексей Кокин отметил, что для «Газпрома» важно получить еще один потенциально значимый маршрут транспорта газа в Европу. Пока говорится о двух ветках проекта, но, если будет построена турецкая часть, возникнет уже готовый коридор, позволяющий увеличить мощности поставок на юг и юго-восток европейского региона. Тогда возможно строительство третьей и четвертой ветки. 

Это важно, в том числе, из-за того, что вопрос с транзитом газа через Украину остается открытым, рассуждает Кокин. «В 2019 году истекает срок действия контракта, и если бы можно было быстро запустить „Северный поток-2“, а также перебросить газовые потоки на новое южное направление, договорившись с клиентами, то было бы проще установить дату окончания транзита», — отметил он. Но на юге много неопределенности, требующей как временных, так и финансовых затрат. Например, необходимо вложиться в строительство газораспределительной инфраструктуры в этом направлении, поскольку там ее нет. В «Северном потоке» она есть и работает, речь идет лишь об увеличении объема поставок.

По его мнению, шансы на полноценный запуск «Турецкого потока» в европейском направлении есть, но все зависит от политической воли. Должны произойти серьезные перемены в европейской линии от стремления к диверсификации поставок к принятию того, что «Газпром» остается крупнейшим, пусть и не доминирующим поставщиком в регионе. Российская компания уже пошла на ряд уступок по единообразию цен для всех стран, и, если шаги навстречу с нашей стороны продолжатся, то и Европа тоже может пойти на договоренности.

В целом на юге и юго-востоке ЕС будет продолжать увеличиваться доля СПГ, но «Газпром» в течение как минимум нескольких лет будет иметь ценовое преимущество, полагает эксперт. Любые варианты трубопроводных альтернатив пока под вопросом — объемы азербайджанского и туркменского газа относительно невелики. Прорывом мог бы стать иранский газ, но там нужно решать целый ряд вопросов, прежде всего, относительно маршрутов, которые в любом случае пройдут через гористые и труднодоступные районы, а также нестабильный Курдистан. Возможен вариант поставок СПГ из Ирана, тем более, подобную практику уже использует Катар, который фактически эксплуатирует то же самое месторождение. Однако это недешево и включает трансфер по легко блокирующемуся Персидскому заливу. В любом случае, европейцы будут анализировать выгоды и риски, и не исключено, что в конечном итоге выберут вариант от «Газпрома».

Автор: Наталья Карнова

Источник: ПРАЙМ, 15.01.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики