Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Угольная зависимость: донбасский "хлебушек" заставил Киев почувствовать реальность

Угольная зависимость: донбасский "хлебушек" заставил Киев почувствовать реальность

Снятие Украиной санкций с транспортной структуры «Южтранс» связано с тем, что украинская экономика не может обойтись без поставок угля из России – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

Решение по «Южтрансу» является логичным

Напомним, что санкции против «Южтранса» вступили в силу 9 декабря 2017 года на основании приказа Министерства экономики Украины, причем есть информация, что они были введены по предложению СБУ. Обоснование этих действий является обычным для Киева – якобы «Южтранс» может совершить действия, которые опасны для украинской экономической безопасности.
 
В российской Южной угольной компании, которая является владельцем «Южтранса», посчитали, что это решение стало следствием некомпетентности украинских государственных органов, поэтому оно было заслужено подвергнуто ревизии.
 
Все это подтверждает известный тезис, что украинская экономика не может существовать без импорта угля, причем если по политическим причинам Киев не может осуществлять его из ДНР и ЛНР, то в качестве варианта у украинцев остается только Россия. Просто ни план «Амстердам+», ни поставки из Польши, США или ЮАР не смогут закрыть реальные потребности Украины.
 
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что украинская экономика не может снизить объемы своего угольного потребления.

Украинская экономика не сможет отказаться от российского угля

«Ситуация по факту у Украины такова, что Киеву все равно придется закупать уголь в России, хотя бы по той причине, что особенно большие объемы – порядка 9 млн тонн кокса в год, требуются украинской металлургии», - констатирует Митрахович.
 
Здесь нужно понимать, что украинская металлургия является одним из немногих кластеров фундаментальной экономики Украины, который после событий 2014 года продолжает работать и приносить валютную прибыль.
 
«Кроме того, не нужно забывать про электрогенерацию – украинские частные компании продолжают закупать уголь в России, причем других вариантов для подобных закупок у них на сегодняшний день нет», - заключает Митрахович.
 
По словам Станислава Павловича, Киев в этом вопросе пошел на очередную свою хитрость, сделав так, что уголь в нашей стране закупают только частные украинские компании, а не такая государственная структура, как «Центрэнерго».

У украинцев в вопросе угля нет возможностей для занятий популизмом

«Именно этим и вызваны известные заявления премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, что Украина не закупает уголь в России. Это высказывание связано с тем обстоятельством, что государственная компания «Центрэнерго» не закупает его для собственной электрогенерации, но, несмотря на это, украинской экономике без него не обойтись», - резюмирует Митрахович.
 
Очевидно, что других вариантов кроме России у Украины в плане импорта угля на сегодня нет, что, кстати говоря, и доказывает данный случай, когда под горячую руку попали российские компании, но затем данное решение Киевом было спешно отменено.
 
«Это подтверждение того факта, что первоначальное решение не было до конца продумано и осознано украинскими властями, а после того, как они увидели реальное положение дел, то сразу пошли на попятную», - констатирует Митрахович.
 
Здесь нужно отметить, что «Южтранс» не единственная компания в России, специализирующаяся на угле, на которую украинцы наложили свои санкции. Соответственно, есть и другие российские компании, с которыми украинцы могут договориться, но уже тот факт, что Киев снял эти санкции с «Южтранса», подтверждает то обстоятельство, что без угля из России Украине никуда.
 
«Из-за этого у украинцев не было никакого смысла хитрить здесь дальше», - заключает Митрахович.

Украина не сможет отказаться от закупок угля из России

Также этот эпизод подтверждает и то обстоятельство, что Украина не сможет снизить уровень закупок каменного угля из России, если, конечно, не снимет блокаду Донбасса и не восстановит свои связи с народными республиками Донецка и Луганска.
 
«Это возможно только в том случае, если Украина продолжит те негативные процессы, которые существуют в экономике этой страны и которые связаны с таким явлением, как деиндустриализация. Впрочем, и здесь «ресурс» уже практически исчерпан по той причине, что дальнейшее закрытие предприятий возможно на Украине только в случае коллапса украинской экономики, а при таком варианте развития событий Киеву будет уже не до России и Донбасса», - резюмирует Митрахович.
 
Более того, если электрогенерация на Украине сохранится на текущем уровне и особенно, если начнет расти, то Киеву понадобятся еще большие объемы российского угля по той причине, что других источников данного энергоресурса в мире просто не существует.
 
«Что касается угля из других стран, то текущая история хорошо показывает, что антрацит в мире найти сложно и существует не так много государств, которые его производят и могут поставить в нужных Украине объемах», - констатирует Митрахович.
 
Ведь дело в том, что украинские предприятия и ТЭЦ заточены под конкретные марки угля, которые производились в основном только в Советском Союзе, и это нельзя изменить без огромных инвестиций в новое оборудование.
 
«Не говоря уже о том, что уголь из Австралии и Китая будет настолько дорогим, что даже украинцы не пойдут здесь на свои обычные махинации, поэтому остается только Россия. Так что, что это логичное решение со стороны Киева», - заключает Митрахович.
 
Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 16.01.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики