Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Политика лишает ЕС выгоды от «Северного потока-2»

Политика лишает ЕС выгоды от «Северного потока-2»

Заявления европейских властей, что они не проводят дискриминационную политику по отношению к «Северному потоку-2», не соответствуют действительности – считает ведущий эксперт Фонда энергетического развития, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Евросоюз ответил на выступление Лаврова

Отметим, что посол Евросоюза в России Маркус Эдерер заявил, что газовая директива Еврокомиссии не направлена против «Северного потока-2» и является мерой по созданию режима правовой безопасности для всех трубопроводных систем.
 
В случае принятия, данные поправки могут оказать негативное влияние на перспективы реализации «Северного потока-2», но Эдерер заметил, что пока рано говорить о том, станут ли эти предложения частью европейского законодательства или нет.
 
Фактически, эта ремарка Эдерера является комментарием на вчерашнее выступление министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, в котором глава российского внешнеполитического ведомства отметил, что в Москве внимательно наблюдают за дискуссией, которая сейчас идет в Еврокомиссии по российскому газотранспортному проекту «Северный поток-2».
 
Кроме того, Лавров пришел к выводу, что европейские власти ведут здесь не очень чистоплотную игру, пытаясь вводить у себя новые правила, чтобы затормозить реализацию «Северного потока-2», которая должна начаться уже весной этого года.

В Евросоюзе проводится антироссийская энергетическая политика

Ведущий эксперт Фонда энергетического развития, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что необходимо согласиться с Лавровым в том, что Еврокомиссия проводит целенаправленную политику против «Северного потока-2» и в этом на сегодняшний день нет никаких сомнений.
 
«Просто иначе не объяснить ту политику, которую по этому вопросу сегодня осуществляет, как Евросоюз, так и отдельные европейские страны. Например, Польша и Литва строят СПГ-терминалы и закупают таким образом газ более дорого для того, чтобы снизить объемы импорта энергоносителей из нашей страны», - констатирует Юшков.
 
Другой вопрос, что на практике эта политика не срабатывает, поскольку в действительности Польша не только не уменьшила закупки газа у «Газпрома», но и наоборот – увеличила, а польский СПГ-терминал существует сегодня только благодаря прямым дотациям со стороны государства, представляя собой неконкурентоспособный проект.
 
«Все это подается Варшавой под видом политики диверсификации, которая якобы обеспечивает Польше энергетическую безопасность, причем поляки призывают другие государства последовать своему примеру», - заключает Юшков.

Политика Евросоюза в отношении «Северного потока-1» является типичной

При этом, все это осуществляется по политическим причинам, поскольку с экономической точки зрения нет оснований для такой линии – наша страна более пятидесяти лет исправно поставляет газ в Европу и к Москве в этом вопросе никогда не было нареканий.
 
«В общем, непонятно, какие в этих обвинениях со стороны европейцев по нашей якобы ненадежности, как поставщика газа, могут быть основания кроме политических. Ведь Россия уже на протяжении 50 лет работает на рынке Европы», - резюмирует Юшков.
 
В то же время, Литва и Польша в отличие от Еврокомиссии, признают политический смысл данных действий в отношении России, что видно даже на примере литовского СПГ-терминала, который называется «Свобода».
 
«Соответственно, путем реализации данных проектов литовцы и поляки «освобождаются» от энергетической зависимости от России, что, естественно, в действительности является прямой политизацией всех этих вопросов», - констатирует Юшков.
 
Также здесь можно вспомнить судьбу «Южного потока», который был прекращен Болгарией после визита американских сенаторов в Брюссель и Софию, что только подтверждает антироссийскость энергетической политики Евросоюза.

Евросоюз проводит систематическую политику против российских проектов

«Еще до полета группы сенатора во главе с Джоном Маккейном, в Брюсселе заявляли Софии, что они найдут рычаги давления на Болгарию, чтобы та в одностороннем порядке отказалась от «Южного потока», - резюмирует Юшков.
 
Все это прекрасно коррелирует с политикой Евросоюза по предоставлению режима максимальных преференций для газопроводов любых других стран – достаточно вспомнить, как лоббировался Nabucco с туркменским газом или Трансадритический газопровод с эфемерным азербайджанским газом. Этим проектам давался зеленый цвет и они выводились из Третьего энергопакета.
 
«Таким образом, любые альтернативные проекты приветствуются Евросоюзом, а в отношении их российских аналогов постоянно принимаются разнообразные меры. При этом, «Газпром» предлагает европейцам построить газопровод на собственные деньги и подвести газ к границам конкретных европейских государств, что на практике является крайне выгодным предложением», - заключает Юшков.
 
Здесь можно вспомнить, что «Северный поток-1» из-за ограничений, введенных Брюсселем, в отношении его продолжения – газопровода Opal, на протяжении долгого времени находился в полузагруженном состоянии из-за норм Третьего энергопакета.
 
«Достаточно сказать, что когда в Евросоюзе был дефицит газа, они решили провести «испытания», чтобы загрузить Opal и «Северный поток-1» на полную мощность, что еще раз показывает двуличность политики Евросоюза, и то, что все эти действия против российского газа имеют откровенно политический окрас», - констатирует Юшков.
 
Так что, это заявление со стороны Евросоюза не соответствует реальной действительности.
 
Автор: Дмитрий Сикорский
 
Источник: Экономика сегодня, 16.01.2018

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики