Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > По 50: «Северный поток» догнал украинский транзит в Западную Европу

По 50: «Северный поток» догнал украинский транзит в Западную Европу

В 2017 году поставки газа по «Северному потоку» выросли до 51 млрд кубометров и почти сравнялись с объемами транзита российского «голубого топлива» через Украину в Западную Европу.

В прошлом году балтийский газопровод мощностью 55 млрд кубометров был загружен на 93%, сообщил оператор «Северного потока» — Nord Stream. «Это самый высокий показатель загрузки с момента ввода в эксплуатацию газотранспортной системы «Северный поток», — говорится в сообщении. В Nord Stream заявили также, что с момента ввода в эксплуатацию первой нитки газопровода в 2011 году компания выполнила все заявки на поставку газа без перебоев. По сравнению с 2016 годом загрузка газопровода выросла на 7,2 млрд кубометров.

«Рост поставок связан со снятием ограничений на газопровод Opal по решению суда», — говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. Ранее в отношении сухопутного ответвления «Северного потока» в Германии действовали европейские ограничения, по которым 50% мощности должно быть зарезервировано независимыми операторами. В конце прошлого года Еврокомиссия (ЕК) согласовала изменение условий и дала «Газпрому» допуск к почти всем мощностям газопровода.

Объемы, которые в прошлом году прокачали по «Северному потоку», сравнимы с тем, сколько газа поступило в Западную Европу через Украину. Всего на украинский транзит пришлось 93,5 млрд кубометров. Из них 53,4 млрд, по данным оператора «Укртрансгаз», подали через газораспределительную станцию «Ужгород» в Словакию, откуда далее российский газ транспортируется в страны Западной Европы — Австрию, Германию, Италию… Через остальные ГРС на западной границе Украины газ подается в Польшу, Венгрию, Румынию, Молдавию, Болгарию и Турцию.

«Северный поток» при этом обеспечил поставку 51 млрд кубометров. Алексей Гривач отмечает, что загрузка «Северного потока» была бы больше, если бы не обеспечительные меры, действовавший с февраля по июль по иску Польши, которая пыталась через суд оспорить решение ЕК.

«„Северный поток“ для „Газпрома“ — наиболее эффективный маршрут транспортировки газа в Европу. К примеру, в Чехию — вдвое дешевле, чем через Украину, на юг Германии — примерно в 1,5 раза дешевле. Про Северо-Западную Европу и говорить нечего. Разница в стоимости транспортировки еще больше не в пользу украинского маршрута», — отметил замдиректора ФНЭБ. Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич говорит, что и без учета Украины увеличение поставок по «Северному потоку» выгодно «Газпрому»: «Увеличивается нагрузка — снижается себестоимость транспортировки». EADaily уже писало, насколько транспортировка газа в обход Украины экономически выгодна. 

Рекордный же рост транзита через Украину демонстрирует, что запланированных мощностей обходных газопроводов может не хватить для того, чтобы прекратить транзит через Украину после 2019 года. В самом «Газпроме» заявляли о сохранении транзита в 10−20 млрд кубометров в год. Если в 2018 году через Украину транспортировали 93,5 млрд кубометров, то мощности двух ниток «Турецкого потока» и «Северного потока-2» рассчитаны на 86,5 млрд кубометров. При этом судьба второй нитки черноморского газопровода до сих пор не ясна, хотя ее строительство уже ведется. В Москве заявляют, что газ для Европы по южному маршруту будет поставляться после гарантий властей Евросоюза, чтобы вторую нитку «Турецкого потока» не постигла судьба «Южного потока». При этом власти и компании России и стран Восточной Европы ведут активные переговоры и работы по европейскому направлению «Турецкого потока», о чем EADaily уже писало.

В 2017 году «Газпром» установил исторический рекорд по экспорту газа в Европу, где, по данным ICIS, занял 36% рынка. По оперативным данным, российский холдинг поставил в дальнее зарубежье, включая Турцию, 193,9 млрд кубометров — на 8% больше, чем в 2016 году. Газ транспортировался через Украину, Польшу (газпровод «Ямал-Европа») и по морским газопроводам «Северный поток» в Балтийском море и «Голубой поток» в Черном море. Ввод в эксплуатацию «Турецкого потока» и «Северного потока-2» запланированы на 2019−2020 годы, когда закончат свое действие 10-летние контракты между «Нафтогазом Украины» и «Газпромом» на поставку и транзит газа. Напомним, что Украина может возобновить в этом году импорт российского газа. По решению Стокгольмского арбитражного суда украинская нацкомпания обязана соблюдать действующие контракты и закупать в России газ в объеме не менее 4 млрд кубометров ежегодно. В «Нафтогазе» Украины заявляют, что изменная формула цены газа (немецкий хаб NCG без стоимости транспортировки) позволит закупать «голубое топливо» из России дешевле среднеевропейских цен, однако, как писало EADaily, Украина потеряет на снижении транзита газа. С ноября 2015 года «Нафтогаз Украины» прекратил прямые закупки в России и покупал российский газ, который прошел транзитом через Украину, у европейских посредников. Возобновление же поставок приведет к тому, что на соответствующие объемы снизится транзит и нацкомпания будет терять $ 25 на каждой тысяче кубометров. При минимальной закупке в 4 млрд кубометров в год «Нафтогаз Украины» потеряет на транзите $ 100 млн.

Источник: EADaily, 17.01.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики