Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Будет ли Литва закупать электроэнергию с Белорусской АЭС?

Будет ли Литва закупать электроэнергию с Белорусской АЭС?

По мере продвижения строительства Белорусской (Островецкой) АЭС все актуальнее встает вопрос продажи электроэнергии с новой станции. Предполагается, что первый блок будет запущен в 2019 г., а второй – в 2020 г. Суммарная электрическая мощность станции, состоящей из двух энергоблоков проекта ВВЭР-1200, будет достигать 2400 МВт. Это значит, что реализовать предстоит довольно большой объем электроэнергии. Однако, учитывая принципиальную позицию Литвы, бойкотирующей БелАЭС, сделать это будет непросто. Есть ли шанс уговорить Вильнюс покупать белорусскую электроэнергию?

По данным Белстата, в 2016 г. (данные за прошлый год еще не опубликованы) производство электроэнергии в Беларуси составило 33,566 млрд кВт·ч. В 2017 г. объем генерации был аналогичным, так как выработка электроэнергии электростанциями ГПО «Белэнерго» в январе-июне прошлого года составила 15,527 млрд кВт·ч. (а за аналогичный период прошлого года – 15,138 млрд кВт·ч).

производство элэнергии в РБ - 1.png

Источник: Белстат.

После ввода в строй двух блоков АЭС станция сможет вырабатывать около 18 млрд кВт·ч в год, что соответствует 53,5% от нынешнего объема генерации электроэнергии в Беларуси. А в ночное время, когда потребление электроэнергии существенно снижается, стация сможет давать почти всю необходимую стране электроэнергию.

Изначально предполагалось, что электричество с Островецкой АЭС будет экспортироваться в страны Прибалтики, особенно в Литву.

Во многом именно такой расчет определил расположение новой АЭС – на западной границе Беларуси, что позволит минимизировать потери в сетях при передаче электроэнергии в западном направлении. Расстояние от станции до границы с Литвой – примерно 18 км, а до Вильнюса – около 50 км. Однако вскоре после начала строительства станции Литва заняла радикальную позицию по отношению к Островецкой АЭС. Она не только вводит запрет на закупку электроэнергии от будущей АЭС, но и призывает весь Евросоюз последовать ее примеру, т.е. ввести общеевропейское электроэнергетическое эмбарго против Беларуси.

Белорусские руководители и эксперты зачастую высказывают мнение о том, что заявления Литвы об отказе закупать электроэнергию с АЭС голословны, и что после установления выгодных тарифов экономика может взять верх над политикой. Но видя пример того, как Литва арендовала СПГ-терминал и стала закупать сжиженный газ по ценам значительно выше, чем российский трубопроводный газ, возникают большие сомнения, что литовские руководители вдруг вспомнят о здравом смысле.

Показательно отношение Литвы к результатам стресс-тестов новой АЭС и оценкам профессиональных атомщиков – эти доводы Вильнюс принципиально не готов даже рассматривать. Противодействие Островецкой АЭС стало частью литовской борьбы против советского наследия. Ведь станцию в Беларуси строит Росатом – преемник советской атомной промышленности. От своей «советской» АЭС Литва уже отказалась, а значит, и современную российскую станцию не приемлет.

Более того, так как электроэнергия с Островецкой АЭС будет поступать в общую электроэнергетическую сеть Беларуси, в 2019 г. встанет вопрос в том, как Литва вообще будет закупать электроэнергию у Минска, ведь «газовое» электричество невозможно будет отличить от «ядерного».

В лучшем случае Литва сохранит закупки на уровне последних лет, делая вид, что продолжает покупать энергию исключительно с газовых электростанций. Но к 2025 г. прибалтийские страны намерены отключиться от кольца БРЭЛЛ, а значит, Минску для продолжения поставок нужно будет тратить средства для строительства специальных переходников (они необходимы для работы сетей с разными техническими характеристиками).

Теоретически Литва могла бы увеличить покупку электроэнергии в Беларуси, так как ее потребность в импорте составляет около 8 млрд кВт·ч, т.е. около 45% от будущей годовой генерации Островецкой АЭС.

потребление элэнергии в Литве - 2.png

Источник: Евростат.

Белорусская электроэнергия смогла бы конкурировать с другими поставщиками данного товара в Литву. Первое место в структуре импортеров долгое время занимала Латвия, однако после запуска энергомоста из Швеции скандинавы вышли на первое место. Показательно, что наличие в Швеции трех работающих атомных станций, самая новая из которых была введена в строй в 1980 г., Литву не смущает.

импорт элэнергии в Литву - 3.png

Источник: Евростат, Nord Pool.

Кроме того, Минск мог бы попробовать добиваться доступа на литовский рынок через правовые институты ЕС, ведь Вильнюс откровенно дискриминирует одного из поставщиков, что прямо запрещено европейским антимонопольным правом.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Евразия.Эксперт, 17.01.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики