Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина согласилась на российский газ

Украина согласилась на российский газ

"Нафтогаз Украины" возобновит закупку газа у России в рамках выполнения решения Стокгольмского арбитража о выкупе минимальных объемов голубого топлива. Об этом заявил глава компании Андрей Коболев, отметив, что закупки начнутся в этом году.

"Повторюсь, что мы в "Нафтогазе" не считаем негативным аспектом обязательство "Газпрома" продать нам 5 млрд кубов газа в год ниже европейской цены, мы считаем это позитивным аспектом", - цитирует Коболева РИА Новости.

Напомним, Стокгольмский арбитраж в декабре вынес вердикт по спору "Газпрома" и "Нафтогаза" в отношении контракта на поставку российского газа на Украину. Суд обязал "Нафтогаз" выплатить "Газпрому" $2 млрд за уже поставленный газ, а также понизил годовой контрактный объем закупок до 5 млрд куб м газа, однако оставил условие "бери или плати" для 80% от этого объема, то есть 4 млрд куб м. Киев обязан начать закупки в этих объемах, начиная с текущего, 2018 года.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, теперь у России и Украины улучшится статистика товарооборота, но не экономические отношения. "Стокгольмский арбитраж обязал обе стороны, так что теперь "Газпром" будет продавать "Нафтогазу" газа примерно на $1 млрд в год (5 млрд кубметров при цене в $200 за 1 тыс кубометров), на эту сумму Украина увеличит импорт из России. Идеологически наши связи лучше от этого не станут, Киев по-прежнему называет Москву агрессором, так что к кардинальным изменениям это не приведет, тем более что контракт на возобновление поставок российского газа действует только до конца 2019 года. Дальше, если все пойдет по замыслу российского руководства и "Газпрома", мы достроим "Турецкий поток" и "Северный поток-2" и минимизируем транзит через Украину и плату за этот транзит", - сказал он, добавив, что это ударит по украинской экономике.

Для Украины эти обязательные 5 млрд кубометров российского газа в год будут экономически выгодными. "Думаю, они будут дешевле, чем реверсный газ, который Киев закупает, ведь реверсный газ покупается у России европейцами и перепродается Украине с надбавкой в $20-$40 за 1 тыс кубометров. Для "Нафтогаза" возврат к прямым закупкам у "Газпрома" очень выгоден, но он не выгоден для украинского руководства, и дело тут даже не в политике: Украина покупает в Европе газ у компаний-трейдеров, чьи собственники аффилированы с украинскими политиками и бизнесменами. Эти люди, по сути, берут украинские государственные деньги и перекладывают их в свой карман, и под соусом борьбы с Россией Киеву заниматься таким "бизнесом" очень выгодно. Теперь же их доход уменьшится, хотя, думаю, они продолжат закупать газ у европейских трейдеров, но уже под видом диверсифицированной корзины закупок, то есть схема по отмыванию государственных денег сохранится", - прогнозирует Игорь Юшков.

Само решение Стокгольмского арбитража экономист охарактеризовал как компромиссное. "Если бы арбитраж удовлетворил все требования "Газпрома", вся Украина должна была бы стать банкротом – требования российской компании превысили $50 млрд. Так что суд не только рассматривал экономические доводы сторон, но и оглядывался на ситуацию в Украине, которой сами же европейцы вместе с американцами выдают кредиты на поддержание текущей экономической деятельности. Если в Стокгольме присудят "Газпрому" все $50 млрд, де-факто их придется отдавать не Киеву, а европейцам. Отсюда компромисс, что требования "Газпрома" по схеме "бери или плати" отменяются, но Украину обязывают выплатить все деньги за поставленный в 2014 году газ и контракт признается действующим. Получилось, что Киев три года рассказывал населению, как хорошо, что страна перестала покупать газ у "Газпрома", а теперь получилось, что он обязан вернуться к прямым закупкам газа у России", - заключил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности

Источник: Вестник Кавказа, 17.01.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики