Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Закупки у России: Киев забыл о «дешевом» газе Европы

Закупки у России: Киев забыл о «дешевом» газе Европы

Готовность "Нафтогаза" возобновить прямые закупки газа в России с этого года якобы из-за привлекательной цены – это попытки объяснить населению двухлетнюю странную политику Киева. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
"Украинскому руководству сейчас нужно объяснить населению, почему страна должна вернуться к закупкам газа у России. С 2015 года Киев громко декларировал, что "слез с газовой иглы РФ", что закупать топливо у "агрессора" очень дорого и вообще российский газ плохой, а в Европе – самый лучший. Хотя на самом деле они покупали у стран ЕС газ из России по реверсным схемам, по сути приплачивая перекупщику.
 
Стокгольмский арбитраж лишил украинские власти выбора – они обязаны покупать топливо у Москвы, но это нужно мотивировать населению, отсюда и рассуждения о "привлекательной цене". Но это тоже лукавство: с 2014 по 2017 годы цены на газ для Киева были привязаны к нефтяным котировкам, которые, как известно, "просели". То есть Украина могла бы покупать газ по контракту с РФ очень дешево, но предпочитала из политических соображений переплачивать.
 
Сейчас же Киев оказался в еще худших условиях, чем до решения Стокгольмского арбитража – ему газовые цены привязали к спотовым котировкам немецкого хаба. На торгах цены существенно выше, чем предлагал изначально "Газпром", при этом цены на спотовых площадках, а на них торгуются множество европейских игроков. Цены там высоки – страны ЕС конкурируют при подготовке к холодам или на дополнительных закупках. Украина же теперь вынуждена исходить из той цены, что будет актуальна на торгах", - отмечает специалист.
 
Глава "Нафтогаза Украины" Андрей Коболев заявил, что компания возобновит закупку газа у России в рамках выполнения решения Стокгольмского арбитража с текущего года. Суд обязал Киев закупать 5 миллиардов кубометров газа ежегодно, хотя украинская сторона требовала ликвидировать этот пункт контракта. "Цена "Газпрома" очень привлекательная, и этим экономическим бенефитом необходимо пользоваться, - отметил Коболев. - Обязательство "Газпрома" продать нам газ мы считаем позитивом".

Киев вновь повысит цену газа для населения

Украинцам официально объявили: с апреля 2018 года из-за новой формулы ценообразования стоимость газа для населения вырастет более чем на 8%. Также отменят скидку в 50% на цену газа для религиозных организаций - ее приравняют к стоимости для населения. Киев заявил, что пока не согласовал это ноу-хау с МВФ, но именно международная организация требует повысить цены для украинцев.
 
"С 2000 года каждый новый президент, опасаясь обвинений в непопулярной политике, опасался повышать тарифы на коммунальные услуги. Соответственно, никто цены не индексировал. Когда в 2014 году туда пришел МВФ, выяснилось: стоимость ресурсов неоправданно низка. Но Киев взял курс на довольно странную реформу: неблагонадежных плательщиков планируется отставить госкомпаниям, а платежеспособных и надежных абонентов – частным компаниям-поставщикам коммунальных услуг.
 
А раз в эту сферу приходит бизнес, ему нужно зарабатывать. Соответственно, стремительно повышаются тарифы. Госкомпании будут сильнее отодвигать, а население Украины при этом не ждет ничего хорошего. Под разными предлогами тарифы продолжат повышать в интересах олигархата – заявят, что виновата в этом Россия, МВФ или другие силы. Продавать газ населению Украины уже выгодно, но тарифы продолжат повышать", - считает эксперт.
 
По данным Минэнерго Украины, тарифы на природный газ, горячую воду и отопление, а также на электроэнергию повысятся в 2018 году в среднем на 19% - 20%. Всего же за три года цены на отопление выросли на 71,5%, на горячую воду - на 57%, газ для населения подорожал почти втрое, а электроэнергия - почти вдвое. Отныне цена газа для страны будет определяться на год, "исходя из средней цены импортного газа на немецком хабе в период предварительной закупки - с апреля по сентябрь предыдущего года".
 
"Интересно посмотреть, как стоимость газа можно привязать к ценам на спотовых площадках немецкого хаба – это очень странная история. На этой площадке торгуются краткосрочные контракты, единого на год тарифа никто не даст. Цены за 12 месяцев в разные сезоны могут отличаться в разы. Как к таким условиям можно "привязать" стоимость топлива для населения Украины - загадка", - заключает Игорь Юшков
 
Автор: Максим Бут
 
Источник: Экономика сегодня, 17.01.2018

Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики