Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Документ на руках: Германия дала «Северному потоку-2» важный аргумент для защиты от ЕК

Документ на руках: Германия дала «Северному потоку-2» важный аргумент для защиты от ЕК

Заключение немецких экспертов по поправкам Еврокомиссии к газовой директиве ЕС даст сторонникам "Северного потока-2" дополнительные аргументы в европейском пространстве, считает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
 
Германия подвергла критике поправки Еврокомиссии к газовой директиве, касающиеся проекта "Северный поток-2".
 
Предложенные ЕК поправки к газовой директиве ЕС распространяют действие некоторых норм энергетического законодательства на все газопроводы на территории Евросоюза, идущие из или в третьи страны. В Берлине считают, что Еврокомиссия не дала "объяснений и понятных аргументов, которые показали бы, как предложенные изменения могут способствовать целям Энергетического союза".
 
Немецкие эксперты в своем заключении полагают, что коррективы ЕК "неприменимы ни с точки зрения европейского, ни с точки зрения международного права",  и не должны распространяться на "Северный поток-2", так как инвестиционное решение по нему принималось раньше, а финансирование проекта уже идет.
По мнению авторов заключения, предложенные поправки могут дать Брюсселю эксклюзивные права регулировать внутренний рынок топлива, хотя прежде межправительственные соглашения вырабатывали отдельные страны, входящие в ЕС.

"Против", но без "за"

По мнению Игоря Юшкова, ситуация вряд ли кардинально изменится, но у сторонников "Северного потока-2" появятся дополнительные подтверждения своих доводов.
 
"Германия и раньше - и на уровне бизнеса, и экспертного сообщества - выступала за реализацию "Северного потока-2" и указывала на его полезность для энергетической безопасности Евросоюза. Другое дело, четкого объяснения, почему "Поток-2" полезен, не было. В большом количестве выходили разные исследования с доводами против проекта, а за проект - таких исследований не появлялось", - сказал эксперт.
 
При этом сама юридическая служба Еврокомиссии признавала, что оснований для запрета строительства "Северного потока-2" нет. Впрочем, напомнил Юшков, после этого тут же появились инициативы распространить на "Северный поток-2" нормы Третьего энергопакета, которые сделали бы экономические условия функционирования "трубы" невыгодными и вынудили бы собственника от него отказаться. 

Статусный документ

"Противодействие есть, а лоббистских исследований толком не было. Оппоненты "Газпрома" в споре предъявляли свои заключения, сторонники "Потока-2" ссылались на здравый смысл и законы Евросоюза. Но, видимо, этого было недостаточно. Так что для "Северного потока-2" выводы немецких экспертов очень полезны", - отметил Юшков.
 
Расклад сил не меняется, те, кто был против газопровода, останутся на своих позициях, но теперь можно указывать на полезность проекта с помощью еще одного статусного документа. 
 
Заявления противников проекта воспринимаются в Европе априори, хотя там есть очевидные противоречия. "Например, доводы, что "Северный поток-2" увеличит зависимость от российского газа и уберет транзит из Украины. Но на деле российский газ, который шел через Украину в Европу, просто пойдет через "Северный поток-2". Где здесь увеличение зависимости, если это тот же газ и те же объемы?", - задался вопросом эксперт, указав, что критика Берлином поправок Еврокомиссии определенно укрепит позиции сторонников "Северного потока-2".
 
Автор: Игорь Скрыпач
 
Источник: Экономика сегодня, 18.01.2018

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики