Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газ и электроэнергия – взгляд из России

Газ и электроэнергия – взгляд из России

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (РФ), эксперт Финансового университета при Правительстве России Игорь ЮШКОВ ответил на вопросы «Экономической газеты», прокомментировав насущные для Беларуси темы.

 Как вы оцениваете вероятность получения для Беларуси пониженной цены на газ, как для Смоленской области, единых тарифов на транзит? Как должна, по вашему мнению, формироваться цена? Каков ваш прогноз о газовом рынке ЕАЭС?

– Газпром настаивает на том, что нынешний контракт белорусской стороной должен быть исполнен до конца, т.е. чтобы до 2019 г. он действовал и не пере­сматривался. Подобную позицию Газ­пром занимал в разгар недавнего кон­фликта, когда стороны считали стоимость газа по разным ценам, и в итоге Газпром насчитал недоплату.

Однако контекстом того конфликта является спор Газпрома и Нафтогаза Украины в Стокгольмском арбитраже. Газпром не мог отступить в споре с Беларусью, так как это создало бы прецедент пересмотра контракта, и тогда Украина смогла бы ссылаться на этот факт. Скажут арбитрам в Стокгольме – мол, смотрите, вот тут они пересмотрели цены, а нам в этом отказывают, значит, действия Газпрома политически мотивированы.

В итоге Газпром смог убедить в этом высшее российское руководство, и была найдена схема, при которой Беларуси предоставляется скидка на газ в 2018–2019 гг., но за счет субсидирования российским бюджетом (т.е. Газ­пром получит все причитающиеся ему по контракту средства, а потери возьмет на себя российский бюд­жет). Кроме того, Беларусь получила бонусы в нефтяной сфере – страна оставляет себе часть таможенной пошлины от экс­порта российской нефти.

Поэтому до 2020 года не стоит ожидать изменения формулы ценообразования в наших отношениях. Правительства двух стран определили четкую стоимость газа (см. с. 1). С 2020 года Россия вполне может интегрировать Беларусь в свой газовый рынок: предоставить цены Смоленской области плюс стоимость доставки.

Есть и другой вариант. Так как ситуация с поставками газа в Беларусь увязана с внутрироссийской конкуренцией нефтегазовых компаний, то может произойти либерализация экспорта газа в рамках ЕАЭС. Независимые производители газа в России – Роснефть и НОВАТЭК – лоббируют отмену экспортной монополии Газпрома. И как первый шаг они могут получить доступ к белорусскому рынку. Это позволит Минску создать конкуренцию среди российских поставщиков и попробовать выиграть за счет нее в цене на газ.

Подобная практика – унификация тарифов, доступ всех компаний на рынки стран-партнеров – вполне вписывается в логику создания ЕАЭС, поэтому сценарий такой мягкой газовой либерализации вполне возможен. Но тут уже все будет зависеть от политического решения – руководство стран – членов ЕАЭС должно решить, хотят они развивать союз или нет. Тариф в таком случае будет устанавливаться белорусским регулирующим органом, но он должен быть понятен и един для всех газовых компаний. А компании уже сами станут решать, выгодно им поставлять газ по такой цене или нет.

 Как, по вашему мнению, изменится энергетический рынок с вводом в действие БелАЭС? Как поведут себя западные страны (Литва, Польша) и Россия? Каков, на ваш взгляд, может быть сценарий развития ситуации?

– Ввод БелАЭС будет важным фактором для всего региона. Вопрос лишь в том, какие страны новая электростанция затронет больше, а какие – меньше. Откровенно антибелорусскую позицию в данном вопросе занимает Литва. Вряд ли литовское руководство «забудет» свою идею отказа от закупки белорусской электро­энергии после ввода АЭС в строй. Хотя белорусские чиновники говорят – «когда начнется продажа, все успокоится, и экономика перевесит политику» – это выглядит несколько наивно.

Литва не поменяет свою позицию. Они же арендовали для себя убыточный СПГ–­терминал, закупают более дорогой, чем российский, газ СПГ. Так почему же в случае с белорусской АЭС у литовского руководства должен появиться здравый смысл? Вопрос лишь в том, смогут ли литовцы убедить другие страны отказаться от закупки белорусского электричества или нет. Вероятно, Брюссель оставит этот вопрос на усмотрение каждой страны, и общеевропейского бойкота все-таки не будет. Правда, Польша уже заявила, что не намерена закупать электричество у Минска. Это логично, Польша энергоизбыточная страна, она экспортирует электроэнергию, и сейчас ей не нужна электроэнергия из Беларуси. Но вот тут-то как раз может сработать фактор цены. Если белорусское электричество будет дешевым, Польша может построить схему его реэкспорта, например, в Германию.

Другим направлением потенциального экспорта электроэнергии из БелАЭС является ЕАЭС. Но тут присутствует другой энергоэкспортер – Россия, и ей электро­энергия из Беларуси не нужна. Наоборот, Россия является крупнейшим поставщиком электроэнергии в Беларусь. А до других стран ЕАЭС слишком далеко, и потери в сетях перекроют всю потенциальную прибыль.

Еще одним интересным рынком для Беларуси является Украина. Там существенные проблемы с энергетикой: цены на газ на европейском уровне, уголь частично потерян из-за ситуации на Донбассе, импортный уголь дорогой, а украинские АЭС в плачевном состоянии, часто уходят на профилактику и ремонт. Поэтому там стоит ожидать роста энергодефицита. Но тут проблема в объеме рынка и в платежеспособности Украины.

Автор: Алена Ландырь

Источник: Экономическая газета (Минск), 19.01.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики