Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сменили курс: российский СПГ уже не везут в США

Сменили курс: российский СПГ уже не везут в США

Газовоз с первой партией сжиженного газа с проекта «Ямал СПГ» сменил курс в Атлантическом океане и уже не идет в США. «Вот и СПГ для вас. В достаточной близости от США танкер Gaselys сменил направление движения. Более высокие цены в Азии для Engie?», — написал в Twitter редактор ICIS Эд Кокс. Действительно, по данным навигационного портала Marinetraffic, конечным маршрутом газовоза уже значится не американский терминал Эверетт рядом с Бостоном, куда Gaselys должен был прибыть 22 января, а испанский Альхесирас. Туда танкер планирует доставить груз 28 января.

Напомним, что первую партию СПГ с Ямала танкер «Кристоф де Маржери» доставил 27 декабря в терминал Isle of Grain в британском порту Харвич для малазийской компании Petronas. 2 января же стало известно, что российский СПГ перегружается на танкер Gaselys, а 7 января, судя по данным Marinetraffic, он покинул Великобританию и направился на американский терминал Эверетт рядом с Бостоном.

Как писал «Коммерсант», Petronas продала СПГ (100 млн кубометров) французской Engie, которая решила сыграть на резком скачке цен на восточном побережье США. Из-за снежного шторма в начале января стоимость газа в том регионе поднимались до беспрецедентных $ 6,3 тыс. за 1 тыс. кубометров. После этого, однако, погода успокоилась, цены пошли вниз, а газовоз физически не мог доставить СПГ в сжатые сроки. Путь из Великобритании в США через Атлантический океан занимает около двух недель. Изменение ценовой коньюктуры, очевидно, и стало причиной, почему газовоз Gaselys транспортирует теперь СПГ с Ямала в Испанию — страну, которая является одним из основных потребителей СПГ в Европе. 

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что изменение маршрута доставки российского СПГ — лишнее подтверждение того, что СПГ не может быть инструментом быстрого реагирования на чрезвычайную ситуацию. «В Испании же наблюдается рост импорта СПГ из-за увеличения спроса на газ и сокращения поставок по трубопроводу из Алжира», — сказал эксперт.

Доставка СПГ с Ямала могла стать первой поставкой российского сжиженного газа в США. В середине 2000-х экспорт СПГ в США со Штокмановского месторождения планировал «Газпром», однако ситуация изменилась после «сланцевой революции».

Напомним, что ранее в Испанию пришел другой танкер — со второй поставкой СПГ с Ямала. 29 декабря газовоз «Борис Вилкицкий» доставил ее для китайской госкомпании CNPC в Роттердам. Однако СПГ отправили не в Китай. 2 января российский сжиженный газ перегрузили на танкер Clean ocean и он взял курс на испанский терминал СПГ Мугардос, который располагается на северо-востоке страны в порту Ферроль.

В декабре цены на газ в Испании были также высокими, но ниже, чем в Азии ($ 10 за MBTU против $ 11 за MBTU). Однако стоимость доставки в Испанию из Роттердама куда ниже. Поэтому, возможно, CNPC продала СПГ испанцам. Что касается контрактных обязательств «Ямал СПГ», то испанская Gas Natural Fenosa сообщила, что получать законтрактованный газ (2,5 млн тонн в год) начнет с апреля.

В международном консалтинговом агентстве Timera Energy считают проект «Ямал СПГ» одним из перспективных в мире. Если ямальский СПГ и не сможет составить конкуренцию катарскому сжиженному газу, то свободно будет конкурировать с американским, считают аналитики. Всего по проекту трех очередей «Ямал СПГ» планируется ежегодно поставлять 16,5 млн тонн СПГ (около 23 млрд кубометров). Большая часть газа законтрактована самими участниками «Ямал СПГ» — НОВАТЭКом (50,1% в проекте), французской Total (20%) и китайской CNPC (20%). Кроме того, по 2,5 млн тонн ежегодно будут выкупать «Газпром» и испанская Gas Natural Fenosa.

Аналитики отмечают, что учредители проекта «Ямал СПГ» обещали поставлять сжиженный газ в Азию и даже поставки в страны Европы, в которые нет трубопровода из России, могут опосредованно ударить по экспорту «Газпрома». 

Источник: EADaily, 19.01.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики