Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сменили курс: российский СПГ уже не везут в США

Сменили курс: российский СПГ уже не везут в США

Газовоз с первой партией сжиженного газа с проекта «Ямал СПГ» сменил курс в Атлантическом океане и уже не идет в США. «Вот и СПГ для вас. В достаточной близости от США танкер Gaselys сменил направление движения. Более высокие цены в Азии для Engie?», — написал в Twitter редактор ICIS Эд Кокс. Действительно, по данным навигационного портала Marinetraffic, конечным маршрутом газовоза уже значится не американский терминал Эверетт рядом с Бостоном, куда Gaselys должен был прибыть 22 января, а испанский Альхесирас. Туда танкер планирует доставить груз 28 января.

Напомним, что первую партию СПГ с Ямала танкер «Кристоф де Маржери» доставил 27 декабря в терминал Isle of Grain в британском порту Харвич для малазийской компании Petronas. 2 января же стало известно, что российский СПГ перегружается на танкер Gaselys, а 7 января, судя по данным Marinetraffic, он покинул Великобританию и направился на американский терминал Эверетт рядом с Бостоном.

Как писал «Коммерсант», Petronas продала СПГ (100 млн кубометров) французской Engie, которая решила сыграть на резком скачке цен на восточном побережье США. Из-за снежного шторма в начале января стоимость газа в том регионе поднимались до беспрецедентных $ 6,3 тыс. за 1 тыс. кубометров. После этого, однако, погода успокоилась, цены пошли вниз, а газовоз физически не мог доставить СПГ в сжатые сроки. Путь из Великобритании в США через Атлантический океан занимает около двух недель. Изменение ценовой коньюктуры, очевидно, и стало причиной, почему газовоз Gaselys транспортирует теперь СПГ с Ямала в Испанию — страну, которая является одним из основных потребителей СПГ в Европе. 

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что изменение маршрута доставки российского СПГ — лишнее подтверждение того, что СПГ не может быть инструментом быстрого реагирования на чрезвычайную ситуацию. «В Испании же наблюдается рост импорта СПГ из-за увеличения спроса на газ и сокращения поставок по трубопроводу из Алжира», — сказал эксперт.

Доставка СПГ с Ямала могла стать первой поставкой российского сжиженного газа в США. В середине 2000-х экспорт СПГ в США со Штокмановского месторождения планировал «Газпром», однако ситуация изменилась после «сланцевой революции».

Напомним, что ранее в Испанию пришел другой танкер — со второй поставкой СПГ с Ямала. 29 декабря газовоз «Борис Вилкицкий» доставил ее для китайской госкомпании CNPC в Роттердам. Однако СПГ отправили не в Китай. 2 января российский сжиженный газ перегрузили на танкер Clean ocean и он взял курс на испанский терминал СПГ Мугардос, который располагается на северо-востоке страны в порту Ферроль.

В декабре цены на газ в Испании были также высокими, но ниже, чем в Азии ($ 10 за MBTU против $ 11 за MBTU). Однако стоимость доставки в Испанию из Роттердама куда ниже. Поэтому, возможно, CNPC продала СПГ испанцам. Что касается контрактных обязательств «Ямал СПГ», то испанская Gas Natural Fenosa сообщила, что получать законтрактованный газ (2,5 млн тонн в год) начнет с апреля.

В международном консалтинговом агентстве Timera Energy считают проект «Ямал СПГ» одним из перспективных в мире. Если ямальский СПГ и не сможет составить конкуренцию катарскому сжиженному газу, то свободно будет конкурировать с американским, считают аналитики. Всего по проекту трех очередей «Ямал СПГ» планируется ежегодно поставлять 16,5 млн тонн СПГ (около 23 млрд кубометров). Большая часть газа законтрактована самими участниками «Ямал СПГ» — НОВАТЭКом (50,1% в проекте), французской Total (20%) и китайской CNPC (20%). Кроме того, по 2,5 млн тонн ежегодно будут выкупать «Газпром» и испанская Gas Natural Fenosa.

Аналитики отмечают, что учредители проекта «Ямал СПГ» обещали поставлять сжиженный газ в Азию и даже поставки в страны Европы, в которые нет трубопровода из России, могут опосредованно ударить по экспорту «Газпрома». 

Источник: EADaily, 19.01.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики