Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Надежда Киева: $ 2 млрд за газ поможет заплатить Стокгольмский арбитраж

Надежда Киева: $ 2 млрд за газ поможет заплатить Стокгольмский арбитраж

«Нафтогаз Украины» должен заплатить за просрочку оплаты газового долга перед «Газпромом» уже $ 20 млн. Украинская национальная компания, однако, не собирается платить сейчас ни пеню, ни сам долг в $ 2 млрд за поставленный в 2013—2014 годах газ. Эту сумму 22 декабря прошлого года определил Стокгольмский арбитражный суд в споре между «Нафтогазом Украины» и «Газпромом» о поставках газа на Украину. По данным российского холдинга, на каждый день просрочки насчитывается пеня в 0,03% ($ 600 тыс.).

Глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев заявил, что до конца февраля Стокгольмский арбитраж вынесет решение по еще одному спору — о транзите газа — и тогда компания планирует провести взаимозачет. В Киеве рассчитывают, что арбитры удовлетворят требования «Нафтогаза Украины» к «Газпрому» компенсировать непрокачанные контрактные объемы газа и разницу между контрактной ценой на транспортировку, которую оплачивает российский холдинг, и новыми тарифами на транзит, установленными на Украине в 2016 году. Нацкомпания рассчитывает получить до $ 16 млрд компенсации.

«Эти средства ($ 2 млрд за газ и пеню) нужно возвращать, мы надеемся это сделать через зачет по транзитному кейсу», — сказал Андрей Коболев в эфире украинского «Пятого канала». Кроме того, председатель правления «Нафтогаза Украины» уточнил, что сейчас компании выгоднее «кредитоваться» в «Газпроме», чем брать кредиты в украинских банках на погашение долга. «Процентная ставка, которую „Нафтогаз“ должен выплачивать на эту сумму является ниже, чем большинство наших кредитов, за исключением кредита ЕБРР и Всемирного банка. Во всех остальных украинских банках эта ставка выше», — сказал Андрей Коболев.

У «Нафтогаза Украины» просто нет средств, как и плана «Б», поэтому в Киеве и рассчитывают только на положительное решение Стокгольмского арбитража, считают эксперты. «Это уже, наверное, 125-е подобное заявление руководителей „Нафтогаза Украины“. Оно говорит о том, что плана „Б“ на случай, если Стокгольмский арбитраж откажет компании в компенсации по иску по контракту на транзит газа, нет», — говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. По его словам, ни в национальной компании, ни в госбюджете деньги на погашение долга «Газпрому» не запланированы и их просто нет. «Поэтому руководству „Нафтогаза Украины“ ничего не остается делать, как надеяться на решение арбитров, которое не обязательно будет в пользу компании», — говорит эксперт. 

По иску о транзите газа «Нафтогаз Украины» рассчитывает получить от российского холдинга $ 6−16 млрд. Национальная компания требует, чтобы «Газпром» выплатил компенсацию за снижение контрактных объемов транзита и за то, что платит не по новым установленным Киевом тарифам на транспортировку, а по контрактным. Кроме того, в «Нафтогазе Украины» рассчитывают, что Стокгольмский арбитраж согласует новые тарифы и они будут действовать до конца контракта в 2019 году. Они более чем в два раза выше, чем контрактные, и серьезно ударят по ценам «Газпрома» для европейских потребителей или доходам самого российского холдинга. Поэтому именно от решения арбитров по транзитному контракту, которое ожидается до конца февраля, и станет ясно, кто в итоге победил в Стокгольмском арбитраже по всем искам.

«В однозначном решении арбитров сегодня не уверен никто», — полагает Дмитрий Марунич.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что для удовлетворения украинского иска нет никаких юридических оснований. «Контракт не предполагает ответственности покупателя услуг по транзиту за снижение объемов прокачки, а стоимость транзита у „Нафтогаза“ самая высокая по сравнению с альтернативными вариантами», — говорит эксперт. Действительно, даже контрактные тарифы превышают стоимость транзита по газопроводам «Ямал-Европа» и «Северному потоку». Впрочем, решение Стокгольмского арбитража по первому делу о поставках газа уже показало, что арбитры склонны искать компромисс, чтобы не загонять ни одну из сторон в глухой угол. Так, арбитры отказали «Газпрому» в получении компенсации за невыполнение условия «бери или плати», но сохранили само правило, сократив обязательный объем закупок до 4 млрд кубометров вместо 50 млрд. Также Стокгольмский арбитраж «привязал» цены на российский газ для Украины с 2014 года к стоимости на немецком хабе NCG и признал долг Украины на газ в 2013—2014 годах.

«Проигрыш „Нафтогаза Украины“ обернется скандалом, который, более чем возможно, закончится сменой руководства компании и может повлиять на всю страну», — считает Дмитрий Марунич. — Одна только закупка валюты на бирже может привести к снижению курса гривны. Хотя достаточных средств у «Нафтогаза» и в госбюджете сегодня нет".

За 9 месяцев прошлого года нацкомпания получила чистую прибыль в 30 млрд грн ($ 1,04 млрд). Поэтому своих денег на погашение долга у «Нафтогаза Украины» действительно не будет.

Сопредседатель Фонда энергетических стратегий предполагает, что Киев будет рассчитывать на давление Запада на Россию, чтобы реструктуризировать долги. «Или всеми способами постарается оттянуть выплаты, как это происходит с долгом перед Россией по евробондам», — заметил Дмитрий Марунич.

Источник: EADaily, 24.01.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики