Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Зима продолжается: в США отвезут еще одну партию СПГ из России

Зима продолжается: в США отвезут еще одну партию СПГ из России

В Соединенные Штаты отвезут еще одну партию российского СПГ. Об этом в Twitter написал редактор международной специализированной службы по предоставлению информации нефтегазохимической отрасли ICIS Эд Кокс. «Второй груз СПГ из России (через Францию и Бельгию) должен прибыть в США в феврале», — сообщил он. В комментарии редактор направления СПГ ICIS добавил, что российский СПГ будет загружен на танкер Provalys во французском Дюнкерке и судно перед переходом через Атлантический океан зайдет в Бельгию, где отдаст часть груза.

По данным навигационного портала Marinetraffic, газовоз Provalys следует сейчас по маршруту американский терминал Эверетт-Дюнкерк. В конечный пункт назначения танкер должен прибыть завтра. С 2006 года судно находится в аренде у французской компании Engie, которая обеспечила первую поставку российского СПГ в США.

В то же время в порту Дюнкерка, по данным Marinetraffic, находится танкер «Борис Вилкитский». Сегодня он доставил во Францию из порта Сабетта проекта «Ямал СПГ» пятую партию сжиженного газа (73 тыс тонн или 100 млн кубометров).

Ее покупателем, как сообщали в «Ямал СПГ», стала французская Total, которая является участником самого проекта и владеет долей в 20%. Контрактные поставки СПГ с Ямала начнутся в апреле и пока сжиженным газом торгуют на споте. Французская компания приобрела партию СПГ по условию DES (груз переходит в собственность покупателя на борту судна в указанном порту назначения). Кто же при этом будет продавать сжиженный газ в США, Total или новый владелец, неизвестно. Вполне возможно, что им станет французская Engie, которая перекупила первую партию СПГ с Ямала у малазийской Petronas и доставила ее вчера на терминал Эверетт рядом с Бостоном.

Первую поставку российского сжиженного газа в США можно объяснить тем, что французская Engie решила сыграть на резком скачке цен на восточном побережье США. Из-за снежного шторма в начале января стоимость газа в том регионе поднимались до беспрецедентных $ 6,3 тыс. за 1 тыс. кубометров.

Как сообщает другой редактор ICIS, Рут Лиао, параллельно с российским СПГ на восточное побережье США поставят и сжиженный газ из Норвегии.

«Там сейчас такие цены, что могут и австралийский СПГ отвезти. Интересный вопрос, почему на восточное побережье не отправляют газовозы из Мексиканского залива (там находится экспортный терминал СПГ — прим. авт.)», — говорит заместитель директора Фонда национально энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. По его мнению, причинами волатильности на восточном побережье США стали аномально холодная зима и недостаток газотранспортной инфраструктуры для доставки трубопроводного газа, а также плохая подготовка к зимним форсмажорам (недостаток систем резервирования). «Лишнее свидетельство того, что рынок не в состоянии гарантировать энергетическую безопасность», — заметил Алексей Гривач.

Несмотря на то, что СПГ с Ямала после смены владельцев можно назвать российским только условно, первая поставка СПГ в США вызвала большой резонанс. Сжиженный с Ямала (около 100 млн кубометров) — первый российский газ, который когда-либо доставляли в США. В середине 2000-х экспорт сжиженного газа из России в США со Штокмановского месторождения планировал «Газпром», однако ситуация изменилась после «сланцевой революции». Сегодня США являются крупнейшим добытчиком газа в мире и 6-м по экспорту СПГ. Поэтому продажа российского СПГ широко обсуждалась в СМИ. 

Более того, сам переход танкера Gaselys к американскому побережью был интригующим. Находясь в Атлантическом океане ближе к Северной Америке 18 января, танкер Gaselys неожиданно сменил направление движения и взял курс обратно на Европу. В маршруте, по данным Marinetraffic, уже значился испанский порт Альхесирас. Правда, недолго. Через несколько дней порт назначения сменился на прежний и газовоз повернул обратно в США.

В Engie, которая является собственником и СПГ и судна, заявили Bloomberg, что груз будет доставлен в США. «Конечный пункт назначения не изменился. Это по-прежнему Everett, однако дата доставки была скорректирована, в частности, по причинам погоды», — объяснил агентству представитель французской компании. Другие детали, в том числе почему судно меняло во время непогоды и конечный пункт доставки, он рассказывать не стал.

В российском правительстве продажа СПГ с Ямала не вызвала радостных аплодисментов. «Эйфории или каких-то особых чувств, что российский газ сегодня должен быть поставлен в Бостон, нет… Это же не российский газ, российский газ был продан. Молекулы российские, но фактически это собственность покупателей российского газа. Это говорит о том, что рынок СПГ — глобальный», — заметил журналистам на Всемирного экономического форума в Давосе министр энергетики Александр Новак.

Напомним, что первую партию СПГ с Ямала танкер «Кристоф де Маржери» доставил 27 декабря в терминал Isle of Grain в британском порту Харвич для малазийской компании Petronas. 2 января же стало известно, что российский СПГ перегружается на танкер Gaselys, а 7 января, судя по данным Marinetraffic, он покинул Великобританию и направился на американский терминал Эверетт рядом с Бостоном.

Эксперты сразу заметили, что перепродажа СПГ вполне трационная история для рынка сжиженного газа, как и смена точки конечной доставки. Собеседник «Коммерсанта» среди трейдеров отметил, что в зимний период сложно найти свободные, незаконтрактованные объемы, поэтому сделки со странной географией происходят довольно часто: «Когда норвежский СПГ с поставкой в Британию или Испанию затем перегружается в Азию, это уже давно никого не смущает».

Примерно такая же история произошла и со второй партией СПГ с Ямала. Она предназначалась для китайской госкомпании CNPC и в конце декабря СПГ привезли в Роттердам. Однако отправили не в Китай. 2 января российский сжиженный газ перегрузили на танкер Clean ocean и он взял курс на испанский терминал СПГ Мугардос, который располагается на северо-востоке страны в порту Ферроль.

В международном консалтинговом агентстве Timera Energy считают проект «Ямал СПГ» одним из перспективных в мире. Если ямальский СПГ и не сможет составить конкуренцию катарскому сжиженному газу, то свободно будет конкурировать с американским, считают аналитики. Всего по проекту трех очередей «Ямал СПГ» планируется ежегодно поставлять 16,5 млн тонн СПГ (около 23 млрд кубометров). Большая часть газа законтрактована самими участниками «Ямал СПГ» — НОВАТЭКом (50,1% в проекте), французской Total (20%) и китайской CNPC (20%). Кроме того, по 2,5 млн тонн ежегодно будут выкупать «Газпром» и испанская Gas Natural Fenosa.

Аналитики отмечают, что учредители проекта «Ямал СПГ» обещали поставлять сжиженный газ в Азию, и даже поставки в страны Европы, в которые нет трубопровода из России, могут опосредованно ударить по экспорту «Газпрома».

Источник: EADaily, 25.01.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики