Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Есть ли будущее у ОПЕК+ после сделки?

Есть ли будущее у ОПЕК+ после сделки?

Саудовская Аравия предложила сегодня сделать формат сотрудничества ОПЕК+ постоянным, и после завершения сделки по сокращению добычи нефти. Об этом заявил министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих.

"В конце года мы поймем, что надо делать. Но мы определенно хотим продолжать сотрудничество со странами вне ОПЕК. Это ключевая вещь. Будь то обмен информацией и разговоры о том, думаем ли мы о росте поставок и спроса, или оставляем уровень добычи", - сказал аль-Фалих.

"Мы также должны думать о том, как выходить из 2018 года. И сделать это постепенно, а не рывком", - добавил глава энергетического ведомства Саудовской Аравии.

Напомним, ОПЕК и ряд не входящих в организацию стран (ОПЕК+) договорились в конце 2016 года в Вене о сокращении своей добычи нефти суммарно на 1,8 млн баррелей в сутки с уровня октября 2016 года, из которых 300 тыс приходятся на Россию. В ноябре 2017 года участники соглашения продлили его на весь 2018 год.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, заявление аль-Фалиха следует рассматривать как еще один позитивный стимул для мирового нефтяного рынка, но не как проработанный план превращения формата ОПЕК+ в регулярный механизм контроля за производством нефти в мире. "Я думаю, что это один из тех позитивных информационных поводов, которые должны постоянно генерировать участники сделки ОПЕК+ для ее успешности. Прежде они говорили, что продлят сделку до 2018 года, затем – что будут сотрудничать и дальше, постоянно отчитываясь о перевыполнении плана по сокращению нефтепроизводства. Трейдерам все время нужны такие положительные новости, чтобы они торговали вверх, за счет чего растут цены на нефть. И это заявление министра энергетики Саудовской Аравии укладывается в данное русло, ведь сейчас никому не понятно, как взаимодействовать между собой, если сделка ОПЕК+ будет завершена", - пояснил он.

"Страны могли бы периодически встречаться, Россия и другие нефтепроизводители, не входящие в ОПЕК, могли бы присутствовать как наблюдатели на сессиях картеля в Вене. Если цена в какой-то момент опять пойдет резко вниз, можно будет оперативно подписать некое новое соглашение о сокращении или регулировании объемов добычи. Но не стоит ожидать, что дальше будут какие-либо обязательства по объемам добычи, по крайней мере, со стороны России и стран, не входящих в ОПЕК, – сохранится лишь возможность оперативно взять на себя эти обязательства в случае форс-мажорной ситуации на рынке. Постоянный контакт с ОПЕК вряд ли выйдет дальше формата консультаций", - прогнозирует Игорь Юшков.

Эксперт обратил внимание, что в текущем виде формат ОПЕК+ держится целиком на доверии. "Страны, взявшие на себя обязательства, отчитываются в их статистические агентства, и другие страны доверяют этим официальным данным, поскольку на самом деле никому не выгодно поднимать вопрос о реальном соблюдении договоренностей. История с ОПЕК+ - это во многом информационная кампания, и если кто-то начнет демонстрировать недоверие, потребует проверки, трейдеры сразу же начнут сбивать цену и продавать фьючерсы. Пока все говорят, что все прекрасно, что специальный комитет по мониторингу подтверждает выполнение и перевыполнение объемов сокращения, цены растут", - поведал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

В свою очередь профессор кафедры государственного регулирования экономики Института государственной службы и управления (ИГСУ)  РАНХиГС Ольга Маликова выразила мнение, что у такого формата есть будущее, поскольку участники сделки объединены общностью экономических интересов. "Поддержание нынешних цен на углеводороды и их рост позволяют окупать издержки и чувствовать себя комфортно. Для Саудовской Аравии, в частности, типичны ассигнования в социальные проекты, а высокие цены на углеводороды или хотя бы сохранение их на сегодняшнем уровне позволяет развивать социальный сектор. Так что этот формат выгоден и Саудовской Аравии, и России, и по большей части всем участникам рынка, не только тем, кто входит в формат ОПЕК+", - подытожила эксперт.

Со своей стороны советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома "Открытие-брокер" Сергей Хестанов подчеркнул, что сама сделка несет в себе как плюсы, так и минусы. "Главный плюс – это рост цен. Но у сделки есть и минус – добыча нефти в США выросла более, чем на 1 млн баррелей в сутки. Это довольно много. По сути, идет размен доли рынка на высокую цену. Естественно, такое положение дел не может продолжаться бесконечно, рано или поздно сделка будет завершена. Поэтому, скорее всего, это высказывание саудовского министра является определенным зондированием рынка, как рынок воспримет возможное завершение сделки. Но в любом случае интрига будет сохраняться до последнего. Вне зависимости от этих заявлений, сделка, скорее всего, достаточно длительное время будет действовать", - поведал он.

При этом эксперт отметил, что механизмы контроля за производством  нефти в условиях открытого рынка оказались очень действенными. "Как только была заключена сделка, нефтяные цены увеличились более чем в два раза. Это большая величина. В принципе, эта сделка принесла большой успех. Другое дело - жизнь так устроена, что если в одном месте улучшается, то в другом обязательно ухудшается. Вместе с двукратным ростом было потеряно около 1% рынка, поскольку эту нишу заняли представители стран, которые не входят в ОПЕК. Так что эта сделка в целом очень значима", - резюмировал Сергей Хестанов. 

Источник: Вестник Кавказа, 26.01.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики