Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Есть ли будущее у ОПЕК+ после сделки?

Есть ли будущее у ОПЕК+ после сделки?

Саудовская Аравия предложила сегодня сделать формат сотрудничества ОПЕК+ постоянным, и после завершения сделки по сокращению добычи нефти. Об этом заявил министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих.

"В конце года мы поймем, что надо делать. Но мы определенно хотим продолжать сотрудничество со странами вне ОПЕК. Это ключевая вещь. Будь то обмен информацией и разговоры о том, думаем ли мы о росте поставок и спроса, или оставляем уровень добычи", - сказал аль-Фалих.

"Мы также должны думать о том, как выходить из 2018 года. И сделать это постепенно, а не рывком", - добавил глава энергетического ведомства Саудовской Аравии.

Напомним, ОПЕК и ряд не входящих в организацию стран (ОПЕК+) договорились в конце 2016 года в Вене о сокращении своей добычи нефти суммарно на 1,8 млн баррелей в сутки с уровня октября 2016 года, из которых 300 тыс приходятся на Россию. В ноябре 2017 года участники соглашения продлили его на весь 2018 год.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, заявление аль-Фалиха следует рассматривать как еще один позитивный стимул для мирового нефтяного рынка, но не как проработанный план превращения формата ОПЕК+ в регулярный механизм контроля за производством нефти в мире. "Я думаю, что это один из тех позитивных информационных поводов, которые должны постоянно генерировать участники сделки ОПЕК+ для ее успешности. Прежде они говорили, что продлят сделку до 2018 года, затем – что будут сотрудничать и дальше, постоянно отчитываясь о перевыполнении плана по сокращению нефтепроизводства. Трейдерам все время нужны такие положительные новости, чтобы они торговали вверх, за счет чего растут цены на нефть. И это заявление министра энергетики Саудовской Аравии укладывается в данное русло, ведь сейчас никому не понятно, как взаимодействовать между собой, если сделка ОПЕК+ будет завершена", - пояснил он.

"Страны могли бы периодически встречаться, Россия и другие нефтепроизводители, не входящие в ОПЕК, могли бы присутствовать как наблюдатели на сессиях картеля в Вене. Если цена в какой-то момент опять пойдет резко вниз, можно будет оперативно подписать некое новое соглашение о сокращении или регулировании объемов добычи. Но не стоит ожидать, что дальше будут какие-либо обязательства по объемам добычи, по крайней мере, со стороны России и стран, не входящих в ОПЕК, – сохранится лишь возможность оперативно взять на себя эти обязательства в случае форс-мажорной ситуации на рынке. Постоянный контакт с ОПЕК вряд ли выйдет дальше формата консультаций", - прогнозирует Игорь Юшков.

Эксперт обратил внимание, что в текущем виде формат ОПЕК+ держится целиком на доверии. "Страны, взявшие на себя обязательства, отчитываются в их статистические агентства, и другие страны доверяют этим официальным данным, поскольку на самом деле никому не выгодно поднимать вопрос о реальном соблюдении договоренностей. История с ОПЕК+ - это во многом информационная кампания, и если кто-то начнет демонстрировать недоверие, потребует проверки, трейдеры сразу же начнут сбивать цену и продавать фьючерсы. Пока все говорят, что все прекрасно, что специальный комитет по мониторингу подтверждает выполнение и перевыполнение объемов сокращения, цены растут", - поведал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

В свою очередь профессор кафедры государственного регулирования экономики Института государственной службы и управления (ИГСУ)  РАНХиГС Ольга Маликова выразила мнение, что у такого формата есть будущее, поскольку участники сделки объединены общностью экономических интересов. "Поддержание нынешних цен на углеводороды и их рост позволяют окупать издержки и чувствовать себя комфортно. Для Саудовской Аравии, в частности, типичны ассигнования в социальные проекты, а высокие цены на углеводороды или хотя бы сохранение их на сегодняшнем уровне позволяет развивать социальный сектор. Так что этот формат выгоден и Саудовской Аравии, и России, и по большей части всем участникам рынка, не только тем, кто входит в формат ОПЕК+", - подытожила эксперт.

Со своей стороны советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома "Открытие-брокер" Сергей Хестанов подчеркнул, что сама сделка несет в себе как плюсы, так и минусы. "Главный плюс – это рост цен. Но у сделки есть и минус – добыча нефти в США выросла более, чем на 1 млн баррелей в сутки. Это довольно много. По сути, идет размен доли рынка на высокую цену. Естественно, такое положение дел не может продолжаться бесконечно, рано или поздно сделка будет завершена. Поэтому, скорее всего, это высказывание саудовского министра является определенным зондированием рынка, как рынок воспримет возможное завершение сделки. Но в любом случае интрига будет сохраняться до последнего. Вне зависимости от этих заявлений, сделка, скорее всего, достаточно длительное время будет действовать", - поведал он.

При этом эксперт отметил, что механизмы контроля за производством  нефти в условиях открытого рынка оказались очень действенными. "Как только была заключена сделка, нефтяные цены увеличились более чем в два раза. Это большая величина. В принципе, эта сделка принесла большой успех. Другое дело - жизнь так устроена, что если в одном месте улучшается, то в другом обязательно ухудшается. Вместе с двукратным ростом было потеряно около 1% рынка, поскольку эту нишу заняли представители стран, которые не входят в ОПЕК. Так что эта сделка в целом очень значима", - резюмировал Сергей Хестанов. 

Источник: Вестник Кавказа, 26.01.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики