Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт: Польша в газовом вопросе выступает инструментом американской политики

Эксперт: Польша в газовом вопросе выступает инструментом американской политики

США считают «Северный поток — 2» угрозой для энергетической безопасности Европы. Причем Варшава их поддерживает. Такое заявление сделал госсекретарь США Рекс Тиллерсон

США считают «Северный поток — 2» угрозой для энергетической безопасности Европы. Вашингтон, как и Варшава, выступает против этого проекта, заявил госсекретарь Рекс Тиллерсон на пресс-конференции в Польше. По его словам, Москва стремится «использовать энергетический инструмент в качестве политического». Тиллерсон добавил, что США поддержат Польшу в стремлении найти альтернативного поставщика и даже могут предоставить свой сжиженный природный газ. Может ли американский СПГ конкурировать с российским трубопроводным газом на польском рынке?

Алексей Гривач, заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности: «Российский газ обходится Польше дешевле, чем любой другой СПГ, который они выкупают, и это подтверждается действиями, а не словами польской стороны. Потому что все эти годы параллельно с риторикой о том, что Польша будет отказываться от российского газа, поляки отбирают максимальные объемы газа по долгосрочным контрактам, даже не снижаясь до минимального уровня отбора, а берут весь газ. Несмотря на то, что они запустили СПГ-терминал уже два года назад и все эти два года тот СПГ, который они закупают, практически в полном объеме реэкспортируется на Украину. Точнее, физически на Украину идет российский газ по реверсу, но за счет того, что цена на него более высокая, чем, скажем, на газ, который получает Польша. Тем самым Польша снижает свои издержки на закупку СПГ. И таким образом Украина частично оплачивает эту польскую риторику антироссийскую, направленную против российского газа. Что касается «Северного потока — 2», то я бы так сказал, что Польша в данном случае выступает, скорее, инструментом американской политики. И именно США являются основным оппонентом этого проекта в Европе, и они уже вдохновляют те или иные правительства, которые являются для них не просто дружественными, но в некотором смысле политически очень сильно зависимыми. Как раз поляки являются таким ярким представителем этого класса в Евросоюзе». 

Ежегодно Польша потребляет 15 млрд кубометров газа. Треть этого объема она добывает самостоятельно, остальные 10 млрд кубометров получает по долгосрочному контракту с «Газпромом», который действует до 2022 года. Какой объем поставок СПГ в страны Европы в состоянии обеспечить американцы?

Дмитрий Александров, заместитель гендиректора по инвестициям инвесткомпании «Универ-Капитал»: «Здесь очень интересный вопрос относительно того, сколько у американцев газа. В свое время Барак Обама обещал до 200 млрд кубометров увеличить объемы добычи. По крайней мере, так получалось из того, что он говорил. И проблема-то основная была в том, что американская промышленность, даже если может обеспечить такие объемы, это на самом деле вопрос ее финансирования, льготного кредитования. У меня сомнений не возникает, что если задаться целью, например, добывать лишние 100 млрд кубометров сланцевого газа в США для отправки в Европу, то американская индустрия может это сделать при поддержке и соответствующем финансировании. То есть металлургия плюс газовая промышленность, использующая трубы, использующая химию, и финансовая индустрия, которая будет кредитовать производство, они, конечно, могут это сделать. Вопрос дальше встает в транспортировке до Европы, и здесь возникает сразу две проблемы. Первая, естественно, ценовая. Для европейского потребителя основная проблема, потому что, учитывая нехватку судов, это приведет к существенному увеличению стоимости. То есть цены окажутся выше газпромовских при долгосрочных контрактах».

Против реализации «Северного потока — 2» выступает в том числе и Украина, которая опасается потери доходов от транзита российского газа в Европу. 

Источник: BFM.RU, 28.01.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики