Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Перед «Северным потоком – 2» осталось всего три препятствия

Перед «Северным потоком – 2» осталось всего три препятствия

Сделан еще один шаг на пути реализации важнейшего для российской экономики проекта – газопровода «Северный поток – 2». Германия выдала одно из ключевых разрешений, имеющих значение для его прокладки. Но этот этап еще нельзя назвать окончательным. Какие еще ступени, кроме чисто технических, необходимо пройти Газпрому, чтобы проект реально начал работать?

В среду от Германии было получено разрешение на прокладку газопровода «Северный поток – 2» в ее территориальных водах. «Это ключевое решение, которое уже сейчас открывает возможность начать строительство самого важного участка нового морского газопровода «Северный поток – 2» в территориальных водах Германии и берегового приемного терминала в Грайфсвальде», – заявил председатель правления Газпрома Алексей Миллер.

Это разрешение на строительство 55-километрового участка газопровода и сухопутной части в районе Любмина вблизи Грайфсвальда. Его выдало Горное ведомство Штральзунда компании – оператору проекта Nord Stream 2 AG. Однако это далеко не единственное разрешение, которое должен получить оператор будущего газопровода.

Какие препятствия стоят на пути начала строительства «Северного потока – 2»?

Во-первых, Германия выдала еще не все необходимые разрешения. «В выданном разрешении речь о терминале и континентальном шельфе, но от Германии потребуется еще одно разрешение от другого ведомства – на строительство в эксклюзивной экономической морской зоне дальше 15 миль до датских вод», – рассказывает замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Впрочем, от Германии вряд ли стоит ожидать сюрпризов, и наверняка такое разрешение будет получено.

Во-вторых, должны быть выданы соответствующие разрешения на строительство трубы в территориальных водах Финляндии, Швеции, Дании и России. Газпром рассчитывает получить все эти разрешения в первом квартале 2018 года и уже начать строительство трубопровода, с тем чтобы завершить его к концу 2019 года. Уже к концу 2017 года были подписаны контракты на все основные материалы, оборудование и услуги, необходимые для выполнения строительных работ. Больше половины необходимых труб уже изготовлены.

«По идее проблем с этими разрешениями быть не должно, потому что «Северный поток – 2» практически полностью повторяет маршрут «Северного потока – 1», на который все разрешения были выданы, который уже построен и работает в соответствии со всеми нормами законодательства», – говорит Алексей Гривач.

Риски вмешательства политики в дела «Северного потока – 2» существуют разве что в случае с Данией. Газопровод должен пересечь территориальные воды и исключительную экономическую зону Дании на участке протяженностью 139 км и пройти мимо острова Борнхольм. Заявка на получение разрешения на строительство трубы и отчет о потенциальном воздействии проекта на природную среду были переданы Датскому энергетическому агентству еще в апреле 2017 года.

Разрешение об одобрении находится в ведении Датского энергетического агентства, и оно может отклонить запрос только на основании экологических соображений. Однако из-за давления США процедура согласования строительства трубы была изменена задним числом. Теперь вопрос строительства газопровода должен одобрить еще и МИД Дании. У ведомства есть возможность отказать, объяснив свое решение внешнеполитическими интересами и соображениями безопасности. И настроения датских политиков играют не в пользу российского проекта. 

Поэтому оператор газопровода уже проработал на такой случай альтернативный маршрут в обход Дании. Он будет длиннее на 10 км, но в масштабе общей длины газопровода в 1200 км это незначительная прибавка.  

Сюрпризов от Швеции и Финляндии никто не ждет. В Финляндии решение о разрешении строительства в исключительной экономической зоне требует согласия правительства Финляндии. А премьер-министр страны говорил, что для него главные вопросы – это экология и экономика. По экологическим причинам отказа быть не может: процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) была проведена и всех удовлетворила.

Похожая ситуация и по Швеции – но с одной особенностью. Единственное, летом 2017 года муниципалитет Сольвесборга и окружная администрация провинции Блекинге на юге Швеции обратились в правительство страны с дополнительными требованиями к Nord Stream 2 AG. Они попросили до начала прокладки газопровода в экономической зоне Швеции представить план по освобождению в будущем морского дна от проложенных труб. В проекте «Северного потока – 2» такого пункта нет, ибо вопрос о демонтаже встанет только после истечения срока службы газопровода (это очень не скоро). Ничего страшного в этом не было бы, если бы не требование внести эти изменения до начала строительства. Успеет ли Газпром вовремя внести дополнения и не появится ли новых неожиданных требований у шведов? Маловероятно, но исключать уже ничего нельзя.

«В рамках действующего законодательства разрешения должны быть получены, если, конечно, не будет грубого политического вмешательства», – говорит Гривач.

В-третьих, еще одна проблема – чисто политическая, но не менее важная. А именно – попытки Еврокомиссии при поддержке США, Польши и ряда других стран загнать «Северный поток – 2» в рамки законодательства ЕС. ЕК еще в ноябре составила проект поправок в газовую директиву ЕС. Согласно ним, действие Третьего энергопакета должно распространяться на все газопроводы, которые выходят на газовый рынок ЕС из третьих стран.

Сейчас «Северный поток – 2» не попадает под положения Третьего энергопакета, так как не проходит по территории ЕС. Если же ЕК добьется своего, то Газпром не сможет быть единоличным владельцем и распорядителем «Северного потока – 2». Плюс по этой трубе придется прокачивать газ независимых от Газпрома производителей. Учитывая огромные инвестиции в этот проект, необходимость отдавать его в чужие руки явно не понравится России. Ведь именно те, кто строил, должны отбить вложения, а не кто-то другой, пришедший на все готовое.

«Это ведет к долгосрочным тяжбам. Наших противников это устроит, потому что у них нет задачи сделать газопровод или его управление лучше. Речь о том, чтобы как минимум затормозить проект, а лучше и вовсе закрыть его», – говорит Алексей Гривач.

Вероятно, Газпром и победит в этих судебных спорах, но вот нормальной эксплуатации «Северного потока – 2» не будет, пока суд не вынесет решение. А это может занять несколько лет. Впрочем, это риски не для начала строительства трубы, а уже при ее эксплуатации. 

Автор: Ольга Самофалова 

Источник: Взгляд, 31.01.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики