Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Перед «Северным потоком – 2» осталось всего три препятствия

Перед «Северным потоком – 2» осталось всего три препятствия

Сделан еще один шаг на пути реализации важнейшего для российской экономики проекта – газопровода «Северный поток – 2». Германия выдала одно из ключевых разрешений, имеющих значение для его прокладки. Но этот этап еще нельзя назвать окончательным. Какие еще ступени, кроме чисто технических, необходимо пройти Газпрому, чтобы проект реально начал работать?

В среду от Германии было получено разрешение на прокладку газопровода «Северный поток – 2» в ее территориальных водах. «Это ключевое решение, которое уже сейчас открывает возможность начать строительство самого важного участка нового морского газопровода «Северный поток – 2» в территориальных водах Германии и берегового приемного терминала в Грайфсвальде», – заявил председатель правления Газпрома Алексей Миллер.

Это разрешение на строительство 55-километрового участка газопровода и сухопутной части в районе Любмина вблизи Грайфсвальда. Его выдало Горное ведомство Штральзунда компании – оператору проекта Nord Stream 2 AG. Однако это далеко не единственное разрешение, которое должен получить оператор будущего газопровода.

Какие препятствия стоят на пути начала строительства «Северного потока – 2»?

Во-первых, Германия выдала еще не все необходимые разрешения. «В выданном разрешении речь о терминале и континентальном шельфе, но от Германии потребуется еще одно разрешение от другого ведомства – на строительство в эксклюзивной экономической морской зоне дальше 15 миль до датских вод», – рассказывает замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Впрочем, от Германии вряд ли стоит ожидать сюрпризов, и наверняка такое разрешение будет получено.

Во-вторых, должны быть выданы соответствующие разрешения на строительство трубы в территориальных водах Финляндии, Швеции, Дании и России. Газпром рассчитывает получить все эти разрешения в первом квартале 2018 года и уже начать строительство трубопровода, с тем чтобы завершить его к концу 2019 года. Уже к концу 2017 года были подписаны контракты на все основные материалы, оборудование и услуги, необходимые для выполнения строительных работ. Больше половины необходимых труб уже изготовлены.

«По идее проблем с этими разрешениями быть не должно, потому что «Северный поток – 2» практически полностью повторяет маршрут «Северного потока – 1», на который все разрешения были выданы, который уже построен и работает в соответствии со всеми нормами законодательства», – говорит Алексей Гривач.

Риски вмешательства политики в дела «Северного потока – 2» существуют разве что в случае с Данией. Газопровод должен пересечь территориальные воды и исключительную экономическую зону Дании на участке протяженностью 139 км и пройти мимо острова Борнхольм. Заявка на получение разрешения на строительство трубы и отчет о потенциальном воздействии проекта на природную среду были переданы Датскому энергетическому агентству еще в апреле 2017 года.

Разрешение об одобрении находится в ведении Датского энергетического агентства, и оно может отклонить запрос только на основании экологических соображений. Однако из-за давления США процедура согласования строительства трубы была изменена задним числом. Теперь вопрос строительства газопровода должен одобрить еще и МИД Дании. У ведомства есть возможность отказать, объяснив свое решение внешнеполитическими интересами и соображениями безопасности. И настроения датских политиков играют не в пользу российского проекта. 

Поэтому оператор газопровода уже проработал на такой случай альтернативный маршрут в обход Дании. Он будет длиннее на 10 км, но в масштабе общей длины газопровода в 1200 км это незначительная прибавка.  

Сюрпризов от Швеции и Финляндии никто не ждет. В Финляндии решение о разрешении строительства в исключительной экономической зоне требует согласия правительства Финляндии. А премьер-министр страны говорил, что для него главные вопросы – это экология и экономика. По экологическим причинам отказа быть не может: процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) была проведена и всех удовлетворила.

Похожая ситуация и по Швеции – но с одной особенностью. Единственное, летом 2017 года муниципалитет Сольвесборга и окружная администрация провинции Блекинге на юге Швеции обратились в правительство страны с дополнительными требованиями к Nord Stream 2 AG. Они попросили до начала прокладки газопровода в экономической зоне Швеции представить план по освобождению в будущем морского дна от проложенных труб. В проекте «Северного потока – 2» такого пункта нет, ибо вопрос о демонтаже встанет только после истечения срока службы газопровода (это очень не скоро). Ничего страшного в этом не было бы, если бы не требование внести эти изменения до начала строительства. Успеет ли Газпром вовремя внести дополнения и не появится ли новых неожиданных требований у шведов? Маловероятно, но исключать уже ничего нельзя.

«В рамках действующего законодательства разрешения должны быть получены, если, конечно, не будет грубого политического вмешательства», – говорит Гривач.

В-третьих, еще одна проблема – чисто политическая, но не менее важная. А именно – попытки Еврокомиссии при поддержке США, Польши и ряда других стран загнать «Северный поток – 2» в рамки законодательства ЕС. ЕК еще в ноябре составила проект поправок в газовую директиву ЕС. Согласно ним, действие Третьего энергопакета должно распространяться на все газопроводы, которые выходят на газовый рынок ЕС из третьих стран.

Сейчас «Северный поток – 2» не попадает под положения Третьего энергопакета, так как не проходит по территории ЕС. Если же ЕК добьется своего, то Газпром не сможет быть единоличным владельцем и распорядителем «Северного потока – 2». Плюс по этой трубе придется прокачивать газ независимых от Газпрома производителей. Учитывая огромные инвестиции в этот проект, необходимость отдавать его в чужие руки явно не понравится России. Ведь именно те, кто строил, должны отбить вложения, а не кто-то другой, пришедший на все готовое.

«Это ведет к долгосрочным тяжбам. Наших противников это устроит, потому что у них нет задачи сделать газопровод или его управление лучше. Речь о том, чтобы как минимум затормозить проект, а лучше и вовсе закрыть его», – говорит Алексей Гривач.

Вероятно, Газпром и победит в этих судебных спорах, но вот нормальной эксплуатации «Северного потока – 2» не будет, пока суд не вынесет решение. А это может занять несколько лет. Впрочем, это риски не для начала строительства трубы, а уже при ее эксплуатации. 

Автор: Ольга Самофалова 

Источник: Взгляд, 31.01.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики