Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Разрешение Германии строить "Северный поток-2" оказалось не окончательным

Разрешение Германии строить "Северный поток-2" оказалось не окончательным

"Газпрому" нужно готовиться к дальнейшим согласительным процедурам

Горное ведомство немецкого города Штральзунда выдало разрешение на строительство и эксплуатацию морского участка газопровода «Северный поток‑2» в территориальных водах Германии. Это решение служит сигналом к началу создания нового экспортного маршрута поставки российских углеводородов в Европу в обход Украины. Тем самым у Незалежной, которая сейчас транспортирует значительный объем «голубого топлива» из нашей страны в ЕС, остается все меньше шансов сохранить контроль над транзитом углеводородов.

Как разъясняют в Nord Stream 2, компании-операторе проекта «Северный поток‑2», решение немецкой инстанции подразумевает разрешение на строительство и эксплуатацию морской части газопровода в территориальных водах Германии и сухопутного участка вблизи города Грайфсвальда, который находится на побережье Балтийского моря и является самой удобной точкой подводного отрезка новой российской экспортной трубы. «Это ключевое решение, которое открывает возможность начать строительство самого важного участка газопровода «Северный поток‑2» — так охарактеризовал случившееся глава «Газпрома» Алексей Миллер. 

Между тем монополии стоит готовиться к прохождению следующих разрешительных процедур. Отрезок, на строительство которого дала согласие немецкая инстанция, это только 55 км трубопровода, общая протяженность которого составляет 1,2 тыс. км. «Газпрому» и его дочерним организациям, связанным с «Северным потоком‑2», предстоит получить аналогичное одобрение не только от других административных служб Германии, но и от правительственных организаций остальных заинтересованных европейских стран, которые затрагивает маршрут «Северного потока‑2». В частности, Финляндии, Швеции и Дании. Прохождение этих инстанций может оказаться более затруднительным, учитывая, что у «Газпрома» уже возникали трения с соответствующими службами скандинавских стран.

Так, в июле прошлого года Федеральное сетевое агентство Германии потребовало изменить план развития газовых сетей своей страны до 2026 года и не включать в него пять энергопроектов, связанных с «Северным потоком‑2». А в конце ноября против реализации российского проекта выступила Дания. Копенгаген даже издал закон, по которому может запретить строительство трубопровода в своих водах, объяснив это внешнеполитическими интересами и соображениями безопасности.

Тем не менее все эти препятствия вполне проходимы. Постановление Федерального сетевого агентства Германии, прозвучавшее буквально спустя сутки после обнародования скандального «кремлевского доклада» США (грозящего Москве новыми санкциями), вносит небольшие изменения в газовую инфраструктуру страны, которые потребуются после пуска основного маршрута «Северного потока‑2». Подобные коррективы вносятся регулярно и для реализации проекта не имеют ключевого значения.

В свою очередь, изданный парламентом Дании закон, позволяющий ставить под вопрос целесообразность прокладки «Северного потока‑2», противоречит международному законодательству. Согласно Конвенции ООН по морскому праву, ограничение на прокладку трубопроводов равнозначно запрету на свободу мореплавания. А значит, подобное решение не находится в компетенции Копенгагена. В крайнем случае, по словам заместителя гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, если Дания будет настаивать на применении нового закона и воспрепятствует строительству «Северного потока‑2», то «Газпром» сможет найти альтернативный маршрут для укладки своей трубы.

Позиция Еврокомиссии также не выдерживает критики. Единства в отношении к новому российскому газопроводу в европейских странах не наблюдается. Резко против выступают страны Прибалтики и Польша, которые предпочитают закупать «голубое топливо» в США, стоимость которого на 20–25% превышает цену российского газа. Однако, по оценке главы Восточного комитета немецкой экономики Вольфганга Бюхеле, обоюдные потери от санкций, введенных ЕС в отношении России, составляют 100 млрд евро. Более половины ущерба приходится на европейских контрагентов.

Отказ от «Северного потока‑2», в который европейские энергокомпании, по словам финдиректора Nord Stream 2 Пола Коркорана, только в прошлом году вложили около 3 млрд евро, сохранит зависимость Старого Света от Украины. Это позволит бюджету Незалежной ежегодно зарабатывать до $2 млрд на транзите российского газа в Европу.

Тем не менее, как полагает Гривач, европейские страны будут выбирать экономический приоритет при определении будущего этого проекта и поставят на второй план политическую поддержку Киева. Поэтому решение немецкой инстанции, которое в Киеве уже назвали очередным «тревожным звоночком», угрожает для Незалежной как минимум ростом бюджетного дефицита и повышением стоимости коммунальных услуг.

Автор: Николай Макеев  

Источник: Московский комсомолец, 01.02.2018 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики