Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Разрешение Германии строить "Северный поток-2" оказалось не окончательным

Разрешение Германии строить "Северный поток-2" оказалось не окончательным

"Газпрому" нужно готовиться к дальнейшим согласительным процедурам

Горное ведомство немецкого города Штральзунда выдало разрешение на строительство и эксплуатацию морского участка газопровода «Северный поток‑2» в территориальных водах Германии. Это решение служит сигналом к началу создания нового экспортного маршрута поставки российских углеводородов в Европу в обход Украины. Тем самым у Незалежной, которая сейчас транспортирует значительный объем «голубого топлива» из нашей страны в ЕС, остается все меньше шансов сохранить контроль над транзитом углеводородов.

Как разъясняют в Nord Stream 2, компании-операторе проекта «Северный поток‑2», решение немецкой инстанции подразумевает разрешение на строительство и эксплуатацию морской части газопровода в территориальных водах Германии и сухопутного участка вблизи города Грайфсвальда, который находится на побережье Балтийского моря и является самой удобной точкой подводного отрезка новой российской экспортной трубы. «Это ключевое решение, которое открывает возможность начать строительство самого важного участка газопровода «Северный поток‑2» — так охарактеризовал случившееся глава «Газпрома» Алексей Миллер. 

Между тем монополии стоит готовиться к прохождению следующих разрешительных процедур. Отрезок, на строительство которого дала согласие немецкая инстанция, это только 55 км трубопровода, общая протяженность которого составляет 1,2 тыс. км. «Газпрому» и его дочерним организациям, связанным с «Северным потоком‑2», предстоит получить аналогичное одобрение не только от других административных служб Германии, но и от правительственных организаций остальных заинтересованных европейских стран, которые затрагивает маршрут «Северного потока‑2». В частности, Финляндии, Швеции и Дании. Прохождение этих инстанций может оказаться более затруднительным, учитывая, что у «Газпрома» уже возникали трения с соответствующими службами скандинавских стран.

Так, в июле прошлого года Федеральное сетевое агентство Германии потребовало изменить план развития газовых сетей своей страны до 2026 года и не включать в него пять энергопроектов, связанных с «Северным потоком‑2». А в конце ноября против реализации российского проекта выступила Дания. Копенгаген даже издал закон, по которому может запретить строительство трубопровода в своих водах, объяснив это внешнеполитическими интересами и соображениями безопасности.

Тем не менее все эти препятствия вполне проходимы. Постановление Федерального сетевого агентства Германии, прозвучавшее буквально спустя сутки после обнародования скандального «кремлевского доклада» США (грозящего Москве новыми санкциями), вносит небольшие изменения в газовую инфраструктуру страны, которые потребуются после пуска основного маршрута «Северного потока‑2». Подобные коррективы вносятся регулярно и для реализации проекта не имеют ключевого значения.

В свою очередь, изданный парламентом Дании закон, позволяющий ставить под вопрос целесообразность прокладки «Северного потока‑2», противоречит международному законодательству. Согласно Конвенции ООН по морскому праву, ограничение на прокладку трубопроводов равнозначно запрету на свободу мореплавания. А значит, подобное решение не находится в компетенции Копенгагена. В крайнем случае, по словам заместителя гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, если Дания будет настаивать на применении нового закона и воспрепятствует строительству «Северного потока‑2», то «Газпром» сможет найти альтернативный маршрут для укладки своей трубы.

Позиция Еврокомиссии также не выдерживает критики. Единства в отношении к новому российскому газопроводу в европейских странах не наблюдается. Резко против выступают страны Прибалтики и Польша, которые предпочитают закупать «голубое топливо» в США, стоимость которого на 20–25% превышает цену российского газа. Однако, по оценке главы Восточного комитета немецкой экономики Вольфганга Бюхеле, обоюдные потери от санкций, введенных ЕС в отношении России, составляют 100 млрд евро. Более половины ущерба приходится на европейских контрагентов.

Отказ от «Северного потока‑2», в который европейские энергокомпании, по словам финдиректора Nord Stream 2 Пола Коркорана, только в прошлом году вложили около 3 млрд евро, сохранит зависимость Старого Света от Украины. Это позволит бюджету Незалежной ежегодно зарабатывать до $2 млрд на транзите российского газа в Европу.

Тем не менее, как полагает Гривач, европейские страны будут выбирать экономический приоритет при определении будущего этого проекта и поставят на второй план политическую поддержку Киева. Поэтому решение немецкой инстанции, которое в Киеве уже назвали очередным «тревожным звоночком», угрожает для Незалежной как минимум ростом бюджетного дефицита и повышением стоимости коммунальных услуг.

Автор: Николай Макеев  

Источник: Московский комсомолец, 01.02.2018 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики