Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США создают дефицит дешевого газа в Европе

США создают дефицит дешевого газа в Европе

Госсекретарь США Рекс Тиллерсон во время визита в Польшу заявил, что строительство газопровода «Северный поток — 2» — это очередная попытка Москвы лишить европейцев энергетической независимости. Аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался, какие цели преследуют США, призывая Европу отказаться от услуг «Газпрома».

«Северный поток — 2»  укрепляет позиции на карте Европы: 31 января Германия дала разрешение на строительство газопровода в своих территориальных водах, несмотря на все старания США, Польши и Украины блокировать реализацию проекта.

Решению немецких властей предшествовал визит в Польшу госсекретаря США Рекса Тиллерсона, в ходе которого польский премьер Матеуш Моравецкий призвал американского дипломата к совместной борьбе против газопровода «Северный поток — 2». По мнению Варшавы, проект должен попасть под режим ограничений закона США от 2 августа 2017 года, в котором речь идет в том числе о санкциях против России.

Тиллерсон также поддержал польских коллег, указав, что строительство газопровода входит в «план России политизировать поставки энергоносителей и подорвать попытки европейцев добиться большей независимости от российских поставок газа».

Политолог Сергей МИХЕЕВ:

— Политика Польши связана с тем, что она является военным вассалом НАТО. В Североатлантическом альянсе американцы играют первую скрипку, они управляют блоком НАТО. Польша и страны Балтии входят в этот блок на правах союзников, но фактически они подчинены США. Здесь нет ничего нового, и это не зависит ни от Тиллерсона, ни от его визита.

С тех пор как развалился Советский Союз и страны Восточной Европы, включая балтийские республики, вступили в НАТО, они стали военными вассалами США. Поэтому США их поддерживают и будут поддерживать.

Дальше вступают в действие какие-то локальные сюжеты: американцы хотят начать экспорт своего сжиженного газа в Европу, Соединенные Штаты через Польшу пытаются оказывать влияние на постсоветские государства, такие как Украина, Белоруссия и страны Балтии. Через них же они противостоят России.

Что касается «Северного потока — 2», то я считаю, что Россия изначально допустила огромную ошибку, решив согласовывать эти вопросы со странами Балтии. В Польше и Прибалтике газопровод идет по нейтральным водам, он в воды Польши не заходит. Это значит, что данный вопрос с ними можно было не поднимать, но Москва почему-то стала спрашивать у них разрешения. А ведь как только Россия проявляет подобную слабость, моментально этим начинают пользоваться.

Поляки сейчас глумятся по этому вопросу и делают это по науськиванию из Вашингтона. Американцы хотят продавать здесь свой сжиженный газ, так что договориться с их вассалами будет сложно. Другой вопрос, что договариваться с ними не нужно было изначально.

Теперь, раз Россия начала вести переговоры, конечно, страны Балтии и Польша будут пытаться помешать этому проекту. Если не удастся помешать, то будут выторговывать какие-то преференции.

Кстати, поляки уже объявили о том, что хотят покупать газ на более льготных условиях. Идет торг, Варшава грозится мешать проекту и выступать против него до тех пор, пока не будет назначена запрашиваемая цена на газ для Польши.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь ЮШКОВ:

— У США в Польше сразу несколько пунктов интереса: они хотят создать дефицит дешевого газа в Европе, ограничив поставки российского газа. То есть им необходимо, чтобы в Европе возник локальный дефицит газа и цены на «голубое топливо» поднялись, после чего туда станет выгодно поставлять американский СПГ.

Сейчас американский сжиженный газ не проходит в Европу по ценам, так как европейские цены слишком низкие. В Америке нет государственных компаний, которым можно указать, по какой стоимости поставлять сжиженный природный газ в Европу. Частные американские компании ориентируются исключительно на цену, потому, пока им будет выгоднее поставлять газ в Южную Америку и Азию, они в Европу поставлять ничего не будут.

США намерены создать в Европе условия для того, чтобы было выгодно поставлять сжиженный газ. Отсюда и давление на российские газовые проекты.

К тому же все эти действия соответствуют общей логике антироссийского противостояния и являются продолжением санкционной политики. Идея заключается в том, что США будут вводить санкции против России, чтобы она недополучала прибыль, чтобы в стране росло социальное напряжение и в результате произошла некая революция. Так что ограничивать доходы России от газа — это тоже в логике американской политики.

С другой стороны, США очень аккуратно к этому относятся, потому что европейцы активно выступают против такой американской стратегии. Ведь получается, что это за счет европейцев повышаются цены, это они недополучат дешевый газ, будут переплачивать за поставки альтернативных производителей из других стран. Поэтому американцы едут к тем, кто согласен с их позицией, — это Прибалтика и Польша.

Антироссийская риторика Польши объясняется политическим курсом. Чисто экономически ей выгодно, чтобы был реализован проект «Северный поток — 2».

Чем больше приходило бы газа на рынок Германии, тем больше образовывалось бы излишков, и на спотовых рынках Польша могла бы покупать газ по крайне низким ценам. Однако экономикой здесь никто не руководствуется.

Несмотря на всю эту риторику, в целом, я думаю, проект идет по плану. Германия уже выдала разрешение, скоро должны быть выданы еще несколько разрешений, и единственное препятствие, которое сейчас ожидается, — это оппозиция Дании. Потому что датчане экстренно приняли закон о том, что они рассматривают заявки на строительство газопроводов в их акватории не только с точки зрения экологической безопасности проекта, но и с точки зрения их национальных интересов. 

Заявка была подана в мае, а закон принят осенью 2017 года, но всё равно они попытаются задним числом применить этот закон к проекту «Северный поток — 2». Поэтому «Газпром» подготовил обходной маршрут строительства вокруг акватории Дании.

Пожалуй, это может быть единственная препона, но в любом случае никакого запрета на строительство «Северного потока — 2» нет: трубы закуплены, забетонированы, трубоукладчики арендованы. То есть, по сути, всё идет по плану и скорее этот проект будет реализован, чем не реализован. Строительство как раз должно начаться в 2018 году, так что ждать осталось недолго.  

Автор: Вера Александрова

Источник: Rubaltic.Ru, 02.02.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики