Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия и Германия "принуждением к закону" переиграли ЕС по "Северному потоку-2"

Россия и Германия "принуждением к закону" переиграли ЕС по "Северному потоку-2"

Заявления главы Минэнерго Литвы Вайчюнаса по разрешениям на строительство "Северного потока-2" бессмысленны и не могут повлиять на реализацию проекта. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
"У Прибалтики и Польши в принципе нет возможностей блокировать строительство "Северного потока-2", не в их силах даже затормозить развитие проекта. Такие возможности остались только у Дании, где недавно приняли закон о согласовании трубопроводов с национальными интересами страны. Совпало это с приездом в Копенгаген госсекретаря США, так что тенденции понятны.
 
Дания теоретически может запретить прокладку труб в своей акватории, но это будет нарушением законодательства. Правда, "Газпром" и все участники проекта уже предусмотрели возможность осложнений, и готовы пойти на незначительное отклонение от маршрута. Однако литовский министр апеллирует к газовым директивам Евросоюза – это знаменитый третий энергопакет. И здесь ситуация сложилась очень любопытная", - отмечает эксперт.
 
Главный энергетик Литвы Жигимантас Вайчюнас вынужден был признать, что выданное Германией разрешение строить "Северный поток-2" в ее территориальных водах - право немецкого правительства. Однако сделал очередную попытку торпедировать проект, заявив, что нужно дождаться "окончания дискуссии о пересмотре директивы ЕС о газе в плане распространения ее действия на партнеров евросообщества".
 
"Третий энергопакет ЕС регламентирует правила использования газовой инфраструктуры, но он не запрещает эту инфраструктуру строить. Кроме того, этот закон предназначен для наземных трубопроводов, его искусственно пытаются распространить на морские объекты. При этом он априори распространяется только на инфраструктуру, которая имеет потенциальную конкуренцию.
 
Проект "Северный поток" неконкурентный по сути – в России по закону только "Газпром" имеет право экспортировать газ. Никаких других трубопроводов в Балтике никто не строит, то есть физически альтернативного газа не может быть физически. Все манипуляции третьим энергопакетом со стороны Евросоюза – чистая политика, так как эти законы в принципе призваны развивать конкуренцию, а не ограничивать российские проекты", - подчеркивает специалист.

Нападки и ответы

Проект "Северный поток-2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Общая стоимость оценивается в 9,5 миллиарда евро. Трубопровод должен пройти параллельно первому газопроводу с небольшим отклонением в точке отправки в России.
 
Еврокомиссия неоднократно выступала за применение к проекту ограничительных мер, упирая на то, что максимальная доступность российского газа подрывает энергобезопасность Европы. Позицию Москвы в конце 2017 года озвучил президент РФ Владимир Путин. По его словам, "Северный поток-2" - чисто коммерческий проект, который направлен на развитие энергетического рынка, и Россия пытается донести эту мысль до "некоторых скептично настроенных западных партнеров".
 
"В Европе сложилась уникальная ситуация: немецкое бизнес-лобби оказалось сильнее стремления бюрократии ЕС блокировать "Северный поток-2". Причем немецких регуляторов просто заставили выполнить существующие законы, то есть заставили жить в правовом поле. Это тенденция современного Запада: в юридических документах сложно прописать антироссийскую истерию. Аналогичную ситуацию мы видим с отстранением российских олимпийцев от Игр.
 
Коса на камень на Западе находит, когда доходит до суда. Прописаны формальные процедуры согласования, и выходит, что четкое их выполнение оказывается в пользу России. А не подчиниться собственным законам и решениям судов Запад не в силах априори. Россия и ее партнеры просто принуждают Европу жить по закону и этим выигрывают все споры.
 
Сейчас, когда уже получено разрешение официальных органов России и Германии, "Газпром", скорее всего, начнет строительство "Северного потока-2" сразу с двух сторон – судна-трубоукладчики пойдут навстречу друг другу с побережья двух стран. Как минимум, это даст существенный выигрыш во времени при реализации проекта. К тому же такой шаг снимет все сомнения у колеблющихся партнеров и участников различных переговоров", - заключает Игорь Юшков.

Источник: Экономика сегодня, 02.02.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики