Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия и Германия "принуждением к закону" переиграли ЕС по "Северному потоку-2"

Россия и Германия "принуждением к закону" переиграли ЕС по "Северному потоку-2"

Заявления главы Минэнерго Литвы Вайчюнаса по разрешениям на строительство "Северного потока-2" бессмысленны и не могут повлиять на реализацию проекта. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
"У Прибалтики и Польши в принципе нет возможностей блокировать строительство "Северного потока-2", не в их силах даже затормозить развитие проекта. Такие возможности остались только у Дании, где недавно приняли закон о согласовании трубопроводов с национальными интересами страны. Совпало это с приездом в Копенгаген госсекретаря США, так что тенденции понятны.
 
Дания теоретически может запретить прокладку труб в своей акватории, но это будет нарушением законодательства. Правда, "Газпром" и все участники проекта уже предусмотрели возможность осложнений, и готовы пойти на незначительное отклонение от маршрута. Однако литовский министр апеллирует к газовым директивам Евросоюза – это знаменитый третий энергопакет. И здесь ситуация сложилась очень любопытная", - отмечает эксперт.
 
Главный энергетик Литвы Жигимантас Вайчюнас вынужден был признать, что выданное Германией разрешение строить "Северный поток-2" в ее территориальных водах - право немецкого правительства. Однако сделал очередную попытку торпедировать проект, заявив, что нужно дождаться "окончания дискуссии о пересмотре директивы ЕС о газе в плане распространения ее действия на партнеров евросообщества".
 
"Третий энергопакет ЕС регламентирует правила использования газовой инфраструктуры, но он не запрещает эту инфраструктуру строить. Кроме того, этот закон предназначен для наземных трубопроводов, его искусственно пытаются распространить на морские объекты. При этом он априори распространяется только на инфраструктуру, которая имеет потенциальную конкуренцию.
 
Проект "Северный поток" неконкурентный по сути – в России по закону только "Газпром" имеет право экспортировать газ. Никаких других трубопроводов в Балтике никто не строит, то есть физически альтернативного газа не может быть физически. Все манипуляции третьим энергопакетом со стороны Евросоюза – чистая политика, так как эти законы в принципе призваны развивать конкуренцию, а не ограничивать российские проекты", - подчеркивает специалист.

Нападки и ответы

Проект "Северный поток-2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Общая стоимость оценивается в 9,5 миллиарда евро. Трубопровод должен пройти параллельно первому газопроводу с небольшим отклонением в точке отправки в России.
 
Еврокомиссия неоднократно выступала за применение к проекту ограничительных мер, упирая на то, что максимальная доступность российского газа подрывает энергобезопасность Европы. Позицию Москвы в конце 2017 года озвучил президент РФ Владимир Путин. По его словам, "Северный поток-2" - чисто коммерческий проект, который направлен на развитие энергетического рынка, и Россия пытается донести эту мысль до "некоторых скептично настроенных западных партнеров".
 
"В Европе сложилась уникальная ситуация: немецкое бизнес-лобби оказалось сильнее стремления бюрократии ЕС блокировать "Северный поток-2". Причем немецких регуляторов просто заставили выполнить существующие законы, то есть заставили жить в правовом поле. Это тенденция современного Запада: в юридических документах сложно прописать антироссийскую истерию. Аналогичную ситуацию мы видим с отстранением российских олимпийцев от Игр.
 
Коса на камень на Западе находит, когда доходит до суда. Прописаны формальные процедуры согласования, и выходит, что четкое их выполнение оказывается в пользу России. А не подчиниться собственным законам и решениям судов Запад не в силах априори. Россия и ее партнеры просто принуждают Европу жить по закону и этим выигрывают все споры.
 
Сейчас, когда уже получено разрешение официальных органов России и Германии, "Газпром", скорее всего, начнет строительство "Северного потока-2" сразу с двух сторон – судна-трубоукладчики пойдут навстречу друг другу с побережья двух стран. Как минимум, это даст существенный выигрыш во времени при реализации проекта. К тому же такой шаг снимет все сомнения у колеблющихся партнеров и участников различных переговоров", - заключает Игорь Юшков.

Источник: Экономика сегодня, 02.02.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики