Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Через Сербию в Европу: Россия готовит продолжение «Турецкого потока»

Через Сербию в Европу: Россия готовит продолжение «Турецкого потока»

Рассмотрение «Газпромом» возможности увеличения своей доли в уставном капитале компании South Stream Serbia AG является знаковым событием в рамках российской экономической политики по Сербии – считает ведущий эксперт Фонда энергетического развития, преподаватель университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Россия продолжает реализовывать в Сербии свой южный газовый маршрут

Напомним, что появилась информация, что «Газпром» на своем Совете директоров, который пройдет 13 февраля, рассмотрит покупку дополнительного пакета акций сербской компании South Stream AG.
 
На сегодняшний день «Газпром» обладает 51 процентом акций South Stream AG, а 49 процентов принадлежит местной энергетической компании «Сербиягаза». Данное предприятие было создано Россией и Сербией для того, чтобы реализовать на территории данной балканской страны один из участков российского газотранспортного проекта «Южный поток».
 
Как мы все знаем, данный проект был заморожен осенью 2014 года после того, как Еврокомиссия и правительство США надавили на Болгарию, которая была вынуждена отказаться от реализации «Южного потока».
 
После этого Россия и Турция заключили соглашение о реализации аналога этого проекта в лице «Турецкого потока», первая нитка которого в настоящее время строится опережающими темпами. Объемы первой нитки пойдут на внутренний рынок Турции и никаким образом не относятся к Сербии, но, между тем, в прошлом месяце Москва и Анкара согласовали вопрос строительства второй нитки данного проекта, газ с которой пойдет уже в соседние с Турцией страны Европы.

Россия хочет дать Сербии определенные гарантии

Ввиду этого, возникает вопрос, а не связано ли данное решение «Газпрома» по South Stream Serbia AG с каким-то движением в рамках реализации второй нитки «Турецкого потока» или перед нами просто отдельный технический вопрос.
 
Ведущий эксперт Фонда энергетического развития, преподаватель университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что вряд ли это решение «Газпрома» напрямую связано с «Турецким потоком».
 
«Скорее, речь здесь идет о том, что Москва хочет дать Белграду определенные гарантии, что экономические связи между нашими странами будут сохраняться и развиваться. Ведь в рамках данной сделки получается, что «Газпром» не просто покупает этот актив и выдает живые деньги Сербии за 49 процентов местной компании, но также и дает Белграду гарантии, что в ближайшее время будет осуществлена модернизация сербской газотранспортной системы», - констатирует Юшков.
 
Для Сербии это чрезвычайно важно по той причине, что эта страна находится в очень сложном геополитическом положении вследствие проблемы Косово и постепенного окружения ее странами-членами Евросоюза и блока НАТО.

Маршруту через сербскую территорию существует альтернатива

В такой ситуации для продолжения пророссийской политики Белграду нужны определенные шаги и с российской стороны – например, в виде данной сделки, которая сможет гарантировать развитие сербской газовой индустрии.
 
«Кроме того, это, естественно, является для Белграда подтверждением и той российской политики, что наша страна и дальше будет настаивать на реализации своего южного газового маршрута в Европу, причем через территорию Сербии, что должно послужить существенным драйверов для развития сербской национальной экономики», - заключает Юшков.
 
По словам Игоря Валерьевича, Россия здесь гарантирует Сербии, что будет реализовывать данный проект по пути «Южного потока» и не будет искать каких-то альтернативных вариантов маршруту через сербскую территорию.
 
«Ведь здесь есть альтернатива Сербии в виде проекта газопровода из Турции в Грецию, а затем из Греции в Италию. Об этом уже шел разговор в прессе, и этого варианта сегодня серьезно опасаются в Белграде», - резюмирует Юшков.

Россия готовит южный газовый маршрут в Европу

На самом деле, «мяч» в этой истории находится сегодня у Евросоюза – ведь известно, что российская позиция такова, что мы будем реализовывать южный газовый маршрут в Европу только в том случае, если Еврокомиссия даст нам не только разрешение, но и серьезные гарантии, что данному проекту не будут вставляться палки в колеса.
 
При этом, наша страна не сидит сложа руки и продолжает подготовку к этому проекту, что видно, как по соглашению между Россией и Турцией по второй нитке «Турецкого потока», так и по данной сделке по South Stream Serbia AG.
 
«Очевидно, что мы начнем вкладывать деньги в практическую реализацию этого проекта только в том случае, если получим гарантии от европейских структур. Впрочем, уже понятно, что южный маршрут пойдет сначала в Турцию, а дальше у нас будет выбор между Болгарией и Грецией в качестве вариантов развития этого проекта», - констатирует Юшков.
 
Что касается Сербии, то она здесь лоббирует у России вариант, в рамках которого «Турецкий поток» сворачивает в Болгарию и идет дальше на сербскую территорию по изначальному маршруту «Южного потока».
 
«В данном варианте Сербия становится страной-транзитером российского газа и начинает получить деньги за транзит наших энергоресурсов на территорию Евросоюза, как это планировалось в проекте «Южного потока», - заключает Юшков.
 
Просто, в противном случае, единственным вариантом для Сербии становится сближение с Евросоюзом и дальнейший уход на Запад, а это, естественно, противоречит российским интересам в контексте Балканского полуострова.
 
Автор: Дмитрий Сикорский
 
Источник: Экономика сегодня, 05.02.2018

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики