Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российская дипломатия преодолеет "восточную хитрость" Турции по АЭС "Аккую"

Российская дипломатия преодолеет "восточную хитрость" Турции по АЭС "Аккую"

Две турецких компании вышли из проекта "Росатома" по первой в Турции АЭС "Аккую", так как не решились стать инвесторами. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонд национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
 
"Строительство АЭС "Аккую" подразумевалось по схеме Build - own - operate (Строительство - владение - управление), то есть страна, которая строит станцию, будет ее в дальнейшем эксплуатировать. На практике России придется построить все энергоблоки, обеспечить их работу, и лишь в далекой перспективе вернуть свои вложения с прибылями из тарифа, который станут оплачивать потребители. Понятно, что эта схема очень рискованная – первые энергоблоки запустят только в 2020 годах, и потом еще лет 30 АЭС будет окупаться.
 
Рисков слишком много – за это время может много чего произойти, начиная от глобальной перестройки мировой энергетики до ухудшения отношений с Турцией или национализации Анкарой российских активов. Потому Росатом стремится переложить половину расходов на турецких инвесторов. И отказ двух из них свидетельствует: Турция "выжимает" себе лучшие условия", - отмечает специалист.
 
"Росатом" сегодня подтвердил, что турецкие строительные компании Kolin и Kalyon приостановили переговоры о вхождении в проект АЭС, так как "не пришли к соглашению по коммерческим аспектам проекта". "Мы будем рады, если, в результате переговоров, EUAS войдет в состав инвесторов и акционеров проекта АЭС", - подчеркнули в "Росатоме", добавив, что сейчас наилучший момент для вхождения в проект новых инвесторов.
 
"Анкара де-факто хочет, чтобы все финансирование и огромные риски взяла на себя Россия, тогда как турецкие компании и бюджет этой страны не вложат ничего. С другой стороны, выкручивать руки России Турция пытается, но не может. После инцидента со сбитым российским самолетом Анкара заявила, что эту станцию могут построить японцы, французы или корейцы.
 
Но на таких условиях – сначала строй, а потом десятилетиями жди возврата инвестиций – "Аккую" не будет туркам строить никто. Перегибать палку и чересчур давить на Москву не получится. Из этого следует, что переговоры продолжатся. Скорее всего, они будут очень непростыми. Но в итоге Россия постарается добиться разделения рисков и минимизации своих вложений", - подчеркивает специалист.

Турции очень нужна АЭС

Россия и Турция договорились о строительстве и эксплуатации АЭС на площадке "Аккую" в турецкой провинции Мерсин в 2010 году. Проект предусматривает строительство четырех энергоблоков с российскими реакторами, мощностью 1200 мегаватт каждый. АЭС строится по концессионной схеме, когда одновременно строителем и владельцем зарубежного объекта выступает российская сторона. Станцию планируется сдать в эксплуатацию до 2023 года.
 
В мае 2017 года президент России Владимир Путин заявил, что общий объем российских инвестиций в проект строительства АЭС "Аккую" в Турции составит 22 миллиарда долларов. В июне прошлого года "Росатом" и консорциум трех турецких компаний (Cengiz, Kolin и Kalyon) подписали предварительный договор о передаче СКК 49 процентов в АЭС. Предполагалось, что инвесторы, которые займутся проектом вместе с "Росатомом", будут найдены до конца 2018 года.
 
"Аргументы Турции просты – если вы официально не отказываетесь от проекта, стройте АЭС за свои средства. Все эти переговоры на самом деле торг, где каждый стремится добиться лучших условий для себя. И отказаться от проекта не выгодно в первую очередь Анкаре.
 
Турция – государство с быстрорастущей экономикой, в котором растет и энергопотребление. Анкара пытается развивать собственную промышленность, производить национальные технологии, потому энергии в будущем потребуется все больше. Но сейчас Турция очень сильно зависит от газовых поставок – своего топлива у нее нет. Импорт из России и Ирана и другие варианты опасны, так как отношения со странами-поставщиками могут в любой момент измениться.
 
А энергобезопасность для Турции сегодня – дело первостепенное, потому они сделают все, чтобы получить атомную станцию. Плюс турки мечтают получить технологии, которые используются на АЭС, чтобы в перспективе развить собственную атомную промышленность. И Россия в ответ может сказать: если вы не хотите всего этого, приглашайте любых других строителей. Никто не придет, и Анкара это понимает. Однако и Москва какие-то деньги в проект уже вложила, потому просто уйти будет не выгодно. Так что торг продолжится до взаимоприемлемого результата", - заключает Станислав Митрахович.
 
Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 06.02.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики