Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия и Белоруссия больше не будут ссориться из-за нефти и газа?

Россия и Белоруссия больше не будут ссориться из-за нефти и газа?

Посол РФ в Минске говорит, что основные проблемы решены. Надолго ли?

Москве и Минску удалось разрешить вопросы в нефтегазовом секторе, поэтому теперь никаких препятствий для поставок голубого топлива и нефти в Белоруссию нет. Об этом сегодня, 7 февраля, заявил журналистам в белорусской столице российский посол Александр Суриков.

По его словам, стороны договорились обо всем, что касается поставок нефти и газа, и начали переговоры о создании единого рынка нефти и газа. Они, как отметил посол, продвигаются не очень успешно, но работа в этом направлении ведётся.

При этом Суриков в своём заявлении сделал упор не на энергетическое сотрудничество сторон, а на других деталях товарооборота между странами. В частности, Суриков упомянул планы по созданию единых тракторов, модель вывода на рынки третьих стран для которых придумают производители. Посол также подчеркнул, что Белоруссии стоит начать снимать барьеры в экономике для развития сотрудничества, что будет выгодно и самому Минску.

Как ранее передавало ИА REGNUM, последний серьёзный спор между Россией и Белоруссией в энергетической отрасли произошёл в 2016 году. Проблема заключалась в том, что Минск, решив, что платит за российский газ слишком дорого, несмотря на контракты, стал в одностороннем порядке платить меньше. Позиция российской стороны была в том, что Минск должен соблюдать условия договорённостей. Этот спор тянулся на протяжении всего года и начала 2017. За это время белорусская сторона накопила долг в размере $726,2 млн за поставленный в 2016—2017 годах газ из РФ. В конце 2016 года, чтобы стимулировать Минск оплатить долг, Россия решила более чем на треть сократить поставки беспошлинной нефти. 

Это было воспринято белорусским руководством крайне негативно. Так, глава республики Александр Лукашенко заявлял, что Белоруссия вполне может обойтись без российских энергоносителей. Он также говорил о необходимости поиска альтернативных поставщиков нефти или и вовсе разработки белорусскими учёными нового вида энергоносителей. Во время этого российского-белорусского энергетического кризиса Минск успел закупить одну партию иранской нефти, хотя, по мнению экспертов, это было необходимо, скорее, для давления на Москву. Урегулировать конфликт долгое время не удавалось даже на уровне глав правительств.

Только после встречи в апреле 2017 года Александра Лукашенко и Владимира Путина стороны подписали документы, которые регулируют разногласия в нефтегазовой сфере. Москва и Минск пришли к соглашению о понижающих коэффициентах к действующей формуле цены на голубое топливо для республики и восстановлении поставок российской нефти до уровня 24 млн тонн в год. Белорусская сторона оплатила долг за газ. Правда, эту задолженность республика покрыла за счет другого кредита от России в размере $1 млрд.

Напомним также, что в декабре 2017 года Суриков отмечал, что все газовые вопросы между Россией и Белоруссией были определены еще в апреле. По словам посла, основными вопросами для обсуждений оставались единый рынок газа, транзит голубого топлива.

В то же время стоит отметить, что с 1 февраля 2018 года транзит черного золота через территорию Белоруссии вновь стал для России дороже, в этот раз на 6,7%. Как объяснял ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности и преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, разногласия сторон по поводу схемы индексации тарифа могут спровоцировать в 2018—2019 годах новый энергетический конфликт между двумя странами.

Источник: ИА REGNUM, 07.02.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики