Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия и Белоруссия больше не будут ссориться из-за нефти и газа?

Россия и Белоруссия больше не будут ссориться из-за нефти и газа?

Посол РФ в Минске говорит, что основные проблемы решены. Надолго ли?

Москве и Минску удалось разрешить вопросы в нефтегазовом секторе, поэтому теперь никаких препятствий для поставок голубого топлива и нефти в Белоруссию нет. Об этом сегодня, 7 февраля, заявил журналистам в белорусской столице российский посол Александр Суриков.

По его словам, стороны договорились обо всем, что касается поставок нефти и газа, и начали переговоры о создании единого рынка нефти и газа. Они, как отметил посол, продвигаются не очень успешно, но работа в этом направлении ведётся.

При этом Суриков в своём заявлении сделал упор не на энергетическое сотрудничество сторон, а на других деталях товарооборота между странами. В частности, Суриков упомянул планы по созданию единых тракторов, модель вывода на рынки третьих стран для которых придумают производители. Посол также подчеркнул, что Белоруссии стоит начать снимать барьеры в экономике для развития сотрудничества, что будет выгодно и самому Минску.

Как ранее передавало ИА REGNUM, последний серьёзный спор между Россией и Белоруссией в энергетической отрасли произошёл в 2016 году. Проблема заключалась в том, что Минск, решив, что платит за российский газ слишком дорого, несмотря на контракты, стал в одностороннем порядке платить меньше. Позиция российской стороны была в том, что Минск должен соблюдать условия договорённостей. Этот спор тянулся на протяжении всего года и начала 2017. За это время белорусская сторона накопила долг в размере $726,2 млн за поставленный в 2016—2017 годах газ из РФ. В конце 2016 года, чтобы стимулировать Минск оплатить долг, Россия решила более чем на треть сократить поставки беспошлинной нефти. 

Это было воспринято белорусским руководством крайне негативно. Так, глава республики Александр Лукашенко заявлял, что Белоруссия вполне может обойтись без российских энергоносителей. Он также говорил о необходимости поиска альтернативных поставщиков нефти или и вовсе разработки белорусскими учёными нового вида энергоносителей. Во время этого российского-белорусского энергетического кризиса Минск успел закупить одну партию иранской нефти, хотя, по мнению экспертов, это было необходимо, скорее, для давления на Москву. Урегулировать конфликт долгое время не удавалось даже на уровне глав правительств.

Только после встречи в апреле 2017 года Александра Лукашенко и Владимира Путина стороны подписали документы, которые регулируют разногласия в нефтегазовой сфере. Москва и Минск пришли к соглашению о понижающих коэффициентах к действующей формуле цены на голубое топливо для республики и восстановлении поставок российской нефти до уровня 24 млн тонн в год. Белорусская сторона оплатила долг за газ. Правда, эту задолженность республика покрыла за счет другого кредита от России в размере $1 млрд.

Напомним также, что в декабре 2017 года Суриков отмечал, что все газовые вопросы между Россией и Белоруссией были определены еще в апреле. По словам посла, основными вопросами для обсуждений оставались единый рынок газа, транзит голубого топлива.

В то же время стоит отметить, что с 1 февраля 2018 года транзит черного золота через территорию Белоруссии вновь стал для России дороже, в этот раз на 6,7%. Как объяснял ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности и преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, разногласия сторон по поводу схемы индексации тарифа могут спровоцировать в 2018—2019 годах новый энергетический конфликт между двумя странами.

Источник: ИА REGNUM, 07.02.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики