Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Турецкий поток" подорожал, но обещает окупиться с лихвой

"Турецкий поток" подорожал, но обещает окупиться с лихвой

"Газпром" повысил оценку стоимости "Турецкого потока" с 6 млрд долларов до 7 млрд евро. На первом этапе компания профинансирует проект самостоятельно, затем возможен выпуск проектных облигаций, сообщил заместитель председателя правления компании Андрей Круглов. Такая схема уже работала с проектом "Северный поток-1", добавил он.  

ВАЛЮТА И РАСХОДЫ

"Газпром" не назвал причины, по которым была увеличена оценка, но опрошенные "Прайм" эксперты говорят, что их может быть несколько. Это и изменение стоимости оборудования, услуг, и переоценка инвестиций в сухопутную часть проекта на территории Турции, говорит замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. "В целом 1 млрд долларов – не очень большие изменения для масштабного проекта, который разрабатывается не первый год. Как правило, бюджеты всегда корректируются подобным образом, поскольку по мере строительства возникают непредвиденные расходы, связанные как с техническими работами, так и с природоохранными мероприятиями. Тем более, предыдущая оценка была выполнена несколько лет назад", - сказал он. 

Гендиректор компании "ИнфоТЭК-Терминал" Рустам Танкаев обозначил как минимум три причины, повлиявшие на изменение оценки. Первая – нестабильность доллара к прочим валютам. За несколько лет курс неоднократно менялся. Вторая – необходимость закрытия "санкционных дыр". Проблемы, которые возникают из-за отказа кого-либо из партнеров "Газпрома" от совместной работы, требуют дополнительных затрат, например, на поиск аналогичных систем, оборудований. И, наконец, третья – возникновение попутных неожиданных расходов. Это бывает довольно часто. Так, по трассе "Турецкого потока" обнаружены археологические находки, которые пришлось извлекать и обрабатывать. 

В настоящее время инвестиции "Газпрома" в "Турецкий поток" растут. В 2017 году они составили 92,8 млрд рублей, на 2018 год планируется увеличить их почти в два раза – до 182,4 млрд рублей. В настоящее время ведутся работы на морском участке проекта. Предполагается строительство двух ниток по 15,75 миллиарда кубометров каждая. Первая, которая будет запущена в текущем году, предназначена для турецких потребителей, вторая – для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы. Ее срок ввода – 2019 год. "Газпром" рассматривает варианты продолжения "Турецкого потока" через Болгарию и Сербию либо через Грецию и Италию. Окончательный вариант топ-менеджеры компании пока не комментируют.

НИТИ РАЗДОРА

Все работы по проекту на территории ЕС будут реализованы европейскими операторами ГТС в полном соответствии с правилами Еврокомиссии, заверил зампред правления "Газпрома" Александр Медведев. Ранее российские власти неоднократно заявляли, что все работы по проекту в Европе будут проводиться лишь при наличии твердых гарантий Еврокомиссии. 

Эксперты уверены, что обе ветки "Турецкого потока" в конечном итоге будут достроены и заработают, как планируется. "Вторая ветка уже начала строиться, и, скорее всего, ее доведут до конца. Российский газ, получаемый через Турцию, будет востребован потребителями как на Балканах, так и во всей Юго-Восточной Европе в долгосрочной перспективе. Они не уверены, что будут получать в полном объеме законтрактованный азербайджанский газ, поскольку уже столкнулись с рядом проблем, пришлось докупать объемы в РФ и Иране. Таким образом, нужен дополнительный источник поставок, иначе в перспективе у европейских потребителей могут быть проблемы", - отметил Гривач.  

Спрос на этот объем есть, поскольку сейчас европейские потребители получают тот же газ через Украину, и их контракты нередко выходят за рамки 2020 года. Речь идет о значительных объемах, которые в случае нестабильности на украинском направлении возместить будет нечем, полагает эксперт. Кроме того, сам "Газпром" не собирается строить инфраструктуру в Европе – это должны сделать местные операторы. Много времени и средств на это не потребуется. При необходимости услуги по транзиту может предоставить Трансатлантический газопровод, а действующая инфраструктура с небольшими изменениями может быть использована для прокачки российского газа в реверсном режиме. "Вряд ли Еврокомиссия запретит странам покупать российский газ на границе Турции и Болгарии или Турции и Греции", - считает Гривач

По мнению Танкаева, с учетом роста потребления газа в Турции велика вероятность того, что поставки по второй трубе тоже частично пойдут туда. В итоге потребителям Европы достанется совсем небольшой объем. Еще две трубы наше правительство готово строить лишь в обмен на документы Еврокомиссии, что они не будут препятствовать проекту. ЕК пока не готова предоставить такие гарантии. "Но с учетом того, что украинская ГТС вскоре может прийти в негодность, в случае блокировки третьей и четвертой ниток "Турецкого потока" ЕС уже в 2019 году может столкнуться с целым рядом проблем", - предсказывает он.

Найти газ можно,  но он будет вдвое дороже, чем российский, а это уже ударит по европейской промышленности. Таким образом, Европе придется выбирать один из двух вариантов – столкнуться с экономическими проблемами и закономерным недовольством ряда членов ЕС или согласиться на российские условия, вызвав при этом недовольство западных партнеров. Времени для принятия решения осталось совсем немного. 

Автор: Наталья Карнова

Источник: ПРАЙМ, 09.02.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики