Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На грани аферы: планы Украины продавать Европе газ России обернутся новыми убытками

На грани аферы: планы Украины продавать Европе газ России обернутся новыми убытками

Заявления Витренко, что "Нафтогаз Украины" сможет реэкспортировать купленный у РФ газ, технически верны, но на практике нереализуемы. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.
 
"То, что Стокгольмскй арбитраж своим решением в газовом споре Киева с Москвой снял с Украины ограничения на реэкспорт, секретом не было – сейчас руководство "Нафтогаза" выдает за сенсацию то что в России всем известно. При этом чиновники соседней страны умалчивают, что перспективы на такой вариант довольно смутны. И тому есть несколько причин.
 
Продавать российский газ технически Украина может лишь в те страны, откуда последние годы получает российское же топливо по реверсным схемам. Это Словакия, Венгрия и Польша. Киев понимает, что долгое время, пока он играл в политику и переплачивал за газ от "Газпрома" европейским посредникам, на Украине просто наживались. Теперь украинские чиновники заявляют, что намерены сами попытаться стать посредниками на реэкспорте, но не учли несколько простых нюансов", - отмечает эксперт.
 
Главный коммерческий директор компании Юрий Витренко объявил, что "Нафтогаз" сможет реэкспортировать в Европу закупленный у "Газпрома" газ. По его словам, решение Стокгольмского арбитража сняло с Украины ограничения на реэкспорт газа, и теперь его можно поставлять в Европу. Этот же суд обязал Киев закупать в обязательном порядке 5 млрд кубометров газа в год у России по схеме "Бери или плати". Накануне глава "Нафтогаза" Андрей Коболев заявил, что компания готова возобновить прямые закупки газа у "Газпрома" уже в первом квартале 2018 года.
 
"Попытаться купленный у России газ перепродать дороже Украина, конечно, может. И не сомневаюсь, что даже сделают предложение потенциальным покупателям. Проблема Киева в том, что большинство европейских стран имеют прямые контракты с "Газпромом", и уже обеспечены топливом по оптимальной цене на долгосрочный период.
 
Кому нужно будет покупать российский газ с наценкой от "прокладки" в виде Украины, если можно договариваться напрямую? Европа достаточно долго на Киеве наживалась, но сама в подобные авантюры не полезет. Более того, даже если украинским чиновникам все же удастся найти покупателя на газ из РФ, наценка на него будет минимальная, а значит, хоть сколько-нибудь существенную прибыль из такой сделки не удастся. То есть все эти заявления – не более, чем политическая риторика", - подчеркивает эксперт.

Погрязли в долгах

Действующий контракт на поставку газа на Украину был подписан "Газпромом" и "Нафтогазом" в январе 2009 года и рассчитан до 31 декабря 2019 года. По соглашению, объем поставок должен был составлять 40 млрд кубов газа в 2009 году, а начиная с 2010 года - 52 млрд ежегодно. С 2012 года "Нафтогаз" перестал полностью выбирать законтрактованный объем, а с ноября 2015 года Киев вообще не закупает российский газ, заменив его реверсным газом из Европы. Населению Украины было объявлено, что европейский газ дешевле получаемого напрямую из РФ, хотя даже официальные отчеты "Нафтогаза" показывают, что бюджет существенно переплачивает.
 
Суд Стокгольма в конце 2017 года также обязал Киев оплатить России задолженность в 2,019 млрд. долларов. Кроме того, украинской стороне назначили пени в размере 0,03% от суммы долга за каждый день просрочки, начиная с 22 декабря. То есть ежедневно задолженность Украины растет на 600 тысяч долларов в сутки. По мнению экспертов, за три года покупки реверсного газа украинский бюджет переплатил около миллиарда долларов, что тоже можно отнести к прямым потерям из-за политики.
 
"Все попытки Киева спекулировать на газовой теме оборачиваются убытками Украины, и нынешние заявления о реэкспорте не будут исключением. Ведь украинское руководство заявляет, что не откажется полностью от закупок по реверсным схемам – значит, получаемый из ЕС дорогой газ будет поставляться населению и предприятиям страны. А более дешевое топливо, получаемое напрямую из РФ, при этом пойдет на экспорт. Это не похоже на грамотную бизнес-модель – переплата Европе в любом случае остается бременем.
 
Более того, Украина пока не стремится возобновить переговоры с РФ по покупкам газа, которые делать обязана. Если Киев и дальше будет затягивать этот вопрос, то просто не успеет физически выбрать в 2018 году положенные 5 млрд кубометров. А это будет означать новое нарушение договоренностей и предписаний Стокгольма. Что дает возможность России истребовать новые штрафы и неустойки.
 
Кроме того, Киев забывает: роль доминирующего поставщика газа в Европу принадлежит России. И вряд ли "Газпром" будет спокойно смотреть, как Украина предлагает посреднические услуги в продаже газа РФ. Российская компания найдет убедительные способы ответа на подобные действия, и вряд ли Киев им обрадуется", - заключает Александр Пасечник.
 
Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 09.02.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики