Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Строительство на старте: "Северный поток-2" обойдет украинский транзит

Строительство на старте: "Северный поток-2" обойдет украинский транзит

Строительство "Северного потока-2" нужно начать в этом году, тем более что позже это делать рискованно - в 2019-м истекает контракт на транзит с Украиной. Об этом сказал ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
 
Строительство трубопровода "Северный поток-2" может начаться в этом году. Об этом заявил исполнительный директор Nord Stream 2 AG Маттиас Варниг.
 
"Моя работа заключается в том, чтобы обеспечить начало в 2018 году. Мы технически и фактически выполнили все задачи и собираемся мобилизовать партнеров по договору", - сказал Варниг. Он напомнил, что сейчас ожидается получение разрешений на строительство от ряда стран.
 
"От Германии мы их как раз получили, в Швеции рабочие процессы завершены, в Финляндии еще пока нет, но мы ожидаем их завершения в ближайшие месяцы. Затем придется посмотреть, какое решение примет Дания", - сказал директор Nord Stream 2 AG, отметив, что главная проблема сегодня - в политизированности проекта.
 
В Соединенных Штатах, по мнению Маттиаса Варнига, "едва понимают европейский энергетический рынок и европейское ценообразование, но все внимание сфокусировано на угрозе со стороны России".
 
При этом, подчеркнул он, "стресс-тесты показали, что Европа даже при остановке поставок российского газа будет находиться в хорошей позиции".

Дания под вопросом

Действительно, в этом году пора начинать строительство, говорит Станислав Митрахович.
 
"Для этого нужно получить все разрешения от стран, через территориальные воды которых будет идти "Северный поток-2". И, кстати, там отдельный вопрос - исключительные экономические зоны. Можно так трактовать Конвенцию по морскому праву, что нужно получать соглашения и на прохождение по этим зонам, впрочем, этот вопрос дискуссионный. Но в любом случае сейчас требуется разрешение от Финляндии, Швеции и Дании", - сказал эксперт.
 
С Финляндией более-менее хорошие отношения, тем более что Финляндия не входит в НАТО. Со Швецией сложней, но, скорей всего, разрешения шведы дадут. В Дании же, судя по всему, зреет ситуация, что разрешения там не дадут, и придется проект корректировать - чтобы провести трубу вне территориальных вод Дании, на что понадобится дополнительное время.

Еврокомиссия не сможет помешать

"Но строить "Поток-2" нужно в этом году, - в конце 2019 года истекает контракт на транзит с Украиной, и если не успеть запустить проект до этого времени, Россия окажется в инфраструктурной зависимости от Украины, Киев сможет требовать новых условий. Так что строить нужно начинать, все готово, трубы поставлены, некоторые из них прошли подготовительные процедуры", - сказал Митрахович.
 
Что касается попыток Еврокомиссии заблокировать проект через распространение норм Третьего энергопакета, вероятность этого мала, считает эксперт - такую норму можно принять только с учетом позиций Совета ЕС, а там сильная позиция Германии, которая это не поддержит. "Так что сейчас надо дождаться получения разрешений от вышеназванных стран", - заключил Станислав Митрахович
 
Автор: Игорь Скрыпач

Источник: Экономика сегодня, 09.02.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики