Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > К. Симонов: Налоговый маневр в нефтяной отрасли необходим, но Минфин откладывает его принятие

К. Симонов: Налоговый маневр в нефтяной отрасли необходим, но Минфин откладывает его принятие

Продолжительное время в России обсуждается вопрос необходимости мер поддержки НПЗ. Осенью 2017 года глава Минфина РФ Антон Силуанов высказал предложение снизить экспортную пошлину. Он объяснил, что это позволит довести готовящийся уже несколько лет налоговый маневр в нефтяной отрасли до логичного завершения. На днях свое мнение высказал директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго РФ Антон Рубцов. Он полагает, что завершение налогового маневра путем обнуления экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты и повышения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в текущих условиях таит риск убытков для нефтепереработки, а для конечных потребителей сулит рост цен.        

Как отразится налоговый маневр на нефтяных компаниях и потребителях, позволит ли снижение налоговой нагрузки на НПЗ сделать бензин дешевле, Агентству нефтегазовой информации рассказал руководитель Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов:

- Налоговый маневр изначально предполагал своей основной жертвой именно переработку, это ни для кого не было секретом. И тут не надо особо вдаваться в налоговые тонкости, потому что сам принцип маневра широко известен - это постепенная ликвидация экспортной пошлины и, соответственно, увеличение НДПИ. Схема предельно простая: налоговая нагрузка переносится на скважину и убирается с таможенников.

В России около 100 миллионов тонн нефти остается на внутреннем рынке, сюда необходимо прибавить нефтепродукты, которые перерабатываются и экспортируются. Если продукт перерабатывается в России, то производству все равно придется платить НДПИ. Минфин согласился на этот маневр, тем самым расширив налогооблагаемую базу и суммарно в плюс вывел бюджет.

Под основной удар попали те, кто работает с нефтью на внутреннем рынке, потому что у них налоговая нагрузка в сумме все равно выросла на тонну добываемой нефти. В итоге получается, что нефтепереработка оказались в проигрыше. Я думаю, Минфин изначально думал, что раз переработка находится в составе вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), то ВИНКи закроют издержки за счет других сегментов своего бизнеса.

Также Минфин придерживался следующей идеи, поскольку налоговый режим ужесточается в переработке, то монополизация отрасли может еще больше увеличиться. Крупные компании сумеют убрать с рынка все самовары, которые новая налогововая система будет выталкивать. Поэтому олигополия будет еще более сильная, вроде как ВИНКи должны с этой идеей согласиться. Но в результате нефтяные компании пытаются получить налоговые уступки, однако Минфин всем бьет по рукам.

Кстати, хочу отметить, что это все было понятно уже несколько лет назад, вспомните бюджет на 2017 год. Я отлично помню сентябрь 2016 года, когда обсуждались все те же самые инициативы. Уже говорили, что переработка в таком состоянии является большой проблемой, предлагали ввести отрицательный акциз, но никто ничего не ввел.

В правительстве многие вопросы поставили на паузу. Все ждут 18 марта, день выборов президента РФ. Пока нет четкого понимания, кто и на каких местах окажется. Поэтому все темы для обсуждения и принятия оставили новому составу кабинета министров.

Этот же факт отразился и на топливных ценах. Президент России не так давно отметил, что бензин дорожать не должен, и даже есть большой потенциал для снижения цен. Подключилась ФАС, которая уже начала проводить проверки АЗС. Теперь нефтяные компании вынуждены держать цены на одном уровне. Вот получился еще один удар по переработке.

Кстати, возникает вопрос, как соблюдается общественный договор. В свое время совершенно четко было зафиксировано соглашение между государством и нефтяными компаниями, что компании проводят масштабные инвестиции в переработку, а государство поддержит их как раз изменением налогового режима. Переговоры велись, соглашение было зафиксировано. В итоге нефтяники свои обязательства выполнили, серьезные деньги в переработку вложили, а государство часть своего договора не выполнила.

Также один из злободневных вопросов - развитие независимой переработки. Как ее развивать в ситуации с такими налогами, не очень понятно. Я считаю, что не будет у нас независимой переработки. У ВИНКов хотя бы есть преимущество, они во всей этой цепочке могут взять нефть по внутрикорпоративным ценам, а у независимого переработчика такой возможности нет. Получается, что, не меняя налогового режима, идею конкуренции в переработке реализовать не удастся. В этом плане, к сожалению, такая определенная жадность создает серьезные проблемы. И это касается не только дырявого кармана ВИНКов, но и прежде всего доверия по линии государства ТЭК и судьбы переработки, конечно, тоже.

- Константин Васильевич, насколько жизнеспособно мнение о том, что снижение налоговой нагрузки на НПЗ позволит сделать бензин дешевле?

- Думаю, что нет, особенно в начале. Государство, скорее всего, спохватится и начнет увеличивать косвенные налоги, если же правительство поступит относительно честно, то снижения цен все равно не произойдет,  нефтяные компании просто компенсируют неудачи прошлых лет.

Без формирования независимой переработки проблему роста цен на бензин не решить никогда. Поэтому нужно думать, как формировать независимый от ВИНК перерабатывающий бизнес. Но с такой налоговой системой его не сформировать. Многие могут сказать, что если мы снизим налоги, появится независимая переработка - опять нет, одной этой меры будет недостаточно. Вы же понимаете, что ситуация, когда рынок олигопольный, просто создать налоговое окно будет недостаточно. Нужны структурные меры, к которым государство пока не готово.

Я лично считаю, что эти налоговые решения необходимы. Так как государство должно выполнить свои обязательства. Идея повышения НДПИ изначально заключалась в том, чтобы быть более честным по отношению к нефтяным компаниям, которые теперь оказываются в ситуации, когда при сокращении доходов они вынуждены расширять инвестиции.

Возвращаясь к ценам на топливо, если говорить откровенно, то бензиновые цены не снизятся, а это прежде всего приведет к росту прибыли ВИНК. Поэтому для потребителя ситуация остается известной - топливо в России будет дорожать темпами, превышающими средний уровень инфляции. 

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 15.02.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики