Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газопровод в никуда: Польша повторяет газовые ошибки Украины и Литвы

Газопровод в никуда: Польша повторяет газовые ошибки Украины и Литвы

Намерения Польши построить собственный газопровод Baltic Pipe через Балтийское море с "Северным потоком-2" напрямую не связаны. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
"Проект Baltic Pipe существует с 2001 года, его мощность 10 млрд кубометров газа в год – газ Норвегии идет в Польшу через Данию и по дну Балтийского моря. Этот газопровод по определению не может быть конкурентом "Северному потоку-2" – российская "труба" приходит в Германию и снабжает газом львиную часть Европу. Baltic Pipe нацелен на обеспечение только лишь Польши, и Варшава пытается использовать его для торгов с "Газпромом" после истечения контракта в 2022 году.
 
Сейчас Польша покупает 10 млрд кубов российского газа, еще 2,5 получает по реверс из Германии. Если газопровод будет построен, поляки заявят о независимости от газа РФ и попытаются выбить преференции по цене. Параллельно Польша попытается выбить из ЕС деньги на Baltic Pipe под предлогом, что создают новые возможности для поставок норвежского газа странам-соседям. Кивая на свой полузагруженный СПГ-терминал, Варшава заявит о появляющихся избыточных мощностях Baltic Pipe и важности их для Европы. А значит, оплатит строительство газопровода нужно оплатить из бюджета Евросоюза", - отмечает специалист.
 
Польские власти объявили, что намерены вернуться к проекту газопровода Baltic Pipe, маршрут прокладки труб рассчитывался полтора десятилетия назад. Предполагается, что если решение по проекту будет принято в этом году, то к 2022 году газопровод будет введен в эксплуатацию, окончательно вопрос будет ставиться в 2018-м. В конце 2017 года польская государственная нефтегазовая компания PGNiG на 15 лет зарезервировала мощности газопровода на сумму более 2 млрд долларов.
 
"Наибольшей проблемой этого проекта станет даже не открытое нежелание Брюсселя спонсировать сугубо польский проект, а загруженность газопровода, который Варшава хочет построить. Добыча на основных месторождениях Норвегии в Северном море падает – запасы истощаются, и добытчики вынуждены перемещаться севернее – в Баренцево и Норвежское моря. Но там проекты очень дорогие, при нынешних ценах на газ инвестиции не будут окупаться.
 
В скором будущем уровень добычи Норвегии сильно упадет – уже не понятно, как Осло выполнит уже взятые на себя обязательства. При этом прибыли от ограниченного добываемого объема норвежцы попытаются максимизировать – сжижать газ и поставлять на дальние рынки, где цены выше, станет оптимальным вариантом. И Польше предложат покупать сырье по Baltic Pipe по цене СПГ, а он существенно дороже трубопроводного российского", - подчеркивает аналитик.

Без шансов на победу

Польское правительство открыто поддерживает США в протестах против строительства "Северного потока-2" и даже просило Вашингтон распространить санкции на новый российский газопровод. В случае строительства "трубы" напрямую из России в Германию, Польша останется на обочине газового рынка Европы, а компании из наиболее развитых стран Европы получат существенные конкурентные преимущества. Сама Варшава ничего не может предложить соседям, за исключением импортного СПГ, который она хочет перепродавать по завышенной цене.
 
Летом 2017 года президент РФ Владимир Путин заявил, что "Северный поток-2" – это чисто коммерческий проект. "Думаю, что нам, всем нашим партнерам, всем заинтересованным странам, юридическим лицам нужно спокойно объяснить, что этот проект не направлен против кого бы то ни было, а наоборот, призван способствовать развитию энергетических рынков", - пояснил глава российского государства.
 
"Вполне очевидно: если Baltic Pipe даже каким-то чудом будет реализован, он повторит судьбу СПГ-терминала Польши. Варшаве в очередной раз заявят, что если она хочет газ альтернативный российскому, то должна будет заплатить существенно больше. После этого польские чиновники будут объяснять гражданам страны, что рост энерготарифов – это плата за независимость от России. Именно такой риторикой в последние годы отбиваются от вопросов избирателей власти Литвы и Украины.
 
Более того: проект Baltic Pipe Варшава попытается использовать, чтобы нажиться на Киеве. После введения в эксплуатацию "Северного потока-2" и "Турецкого потока" мощности газотранспортной системы Украины оказываются ненужными. Транзит или прекратится, или сократится в разы. И по реверсным схемам Украина получать газ уже не сможет. Нужно будет где-то брать топливо.
 
Варшава в этой ситуации "протянет руку" Киеву – берите газ с нашего СПГ-терминала или по Baltic Pipe. Это топливо "политически чистое" – не российское. Вот только заплатить за него украинскому бюджету придется существенно дороже, чем по тарифам "Газпрома", - заключает Игорь Юшков.
 
Автор: Максим Бут
 
Источник: Экономика сегодня, 15.02.2018

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики