Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газопровод в никуда: Польша повторяет газовые ошибки Украины и Литвы

Газопровод в никуда: Польша повторяет газовые ошибки Украины и Литвы

Намерения Польши построить собственный газопровод Baltic Pipe через Балтийское море с "Северным потоком-2" напрямую не связаны. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
"Проект Baltic Pipe существует с 2001 года, его мощность 10 млрд кубометров газа в год – газ Норвегии идет в Польшу через Данию и по дну Балтийского моря. Этот газопровод по определению не может быть конкурентом "Северному потоку-2" – российская "труба" приходит в Германию и снабжает газом львиную часть Европу. Baltic Pipe нацелен на обеспечение только лишь Польши, и Варшава пытается использовать его для торгов с "Газпромом" после истечения контракта в 2022 году.
 
Сейчас Польша покупает 10 млрд кубов российского газа, еще 2,5 получает по реверс из Германии. Если газопровод будет построен, поляки заявят о независимости от газа РФ и попытаются выбить преференции по цене. Параллельно Польша попытается выбить из ЕС деньги на Baltic Pipe под предлогом, что создают новые возможности для поставок норвежского газа странам-соседям. Кивая на свой полузагруженный СПГ-терминал, Варшава заявит о появляющихся избыточных мощностях Baltic Pipe и важности их для Европы. А значит, оплатит строительство газопровода нужно оплатить из бюджета Евросоюза", - отмечает специалист.
 
Польские власти объявили, что намерены вернуться к проекту газопровода Baltic Pipe, маршрут прокладки труб рассчитывался полтора десятилетия назад. Предполагается, что если решение по проекту будет принято в этом году, то к 2022 году газопровод будет введен в эксплуатацию, окончательно вопрос будет ставиться в 2018-м. В конце 2017 года польская государственная нефтегазовая компания PGNiG на 15 лет зарезервировала мощности газопровода на сумму более 2 млрд долларов.
 
"Наибольшей проблемой этого проекта станет даже не открытое нежелание Брюсселя спонсировать сугубо польский проект, а загруженность газопровода, который Варшава хочет построить. Добыча на основных месторождениях Норвегии в Северном море падает – запасы истощаются, и добытчики вынуждены перемещаться севернее – в Баренцево и Норвежское моря. Но там проекты очень дорогие, при нынешних ценах на газ инвестиции не будут окупаться.
 
В скором будущем уровень добычи Норвегии сильно упадет – уже не понятно, как Осло выполнит уже взятые на себя обязательства. При этом прибыли от ограниченного добываемого объема норвежцы попытаются максимизировать – сжижать газ и поставлять на дальние рынки, где цены выше, станет оптимальным вариантом. И Польше предложат покупать сырье по Baltic Pipe по цене СПГ, а он существенно дороже трубопроводного российского", - подчеркивает аналитик.

Без шансов на победу

Польское правительство открыто поддерживает США в протестах против строительства "Северного потока-2" и даже просило Вашингтон распространить санкции на новый российский газопровод. В случае строительства "трубы" напрямую из России в Германию, Польша останется на обочине газового рынка Европы, а компании из наиболее развитых стран Европы получат существенные конкурентные преимущества. Сама Варшава ничего не может предложить соседям, за исключением импортного СПГ, который она хочет перепродавать по завышенной цене.
 
Летом 2017 года президент РФ Владимир Путин заявил, что "Северный поток-2" – это чисто коммерческий проект. "Думаю, что нам, всем нашим партнерам, всем заинтересованным странам, юридическим лицам нужно спокойно объяснить, что этот проект не направлен против кого бы то ни было, а наоборот, призван способствовать развитию энергетических рынков", - пояснил глава российского государства.
 
"Вполне очевидно: если Baltic Pipe даже каким-то чудом будет реализован, он повторит судьбу СПГ-терминала Польши. Варшаве в очередной раз заявят, что если она хочет газ альтернативный российскому, то должна будет заплатить существенно больше. После этого польские чиновники будут объяснять гражданам страны, что рост энерготарифов – это плата за независимость от России. Именно такой риторикой в последние годы отбиваются от вопросов избирателей власти Литвы и Украины.
 
Более того: проект Baltic Pipe Варшава попытается использовать, чтобы нажиться на Киеве. После введения в эксплуатацию "Северного потока-2" и "Турецкого потока" мощности газотранспортной системы Украины оказываются ненужными. Транзит или прекратится, или сократится в разы. И по реверсным схемам Украина получать газ уже не сможет. Нужно будет где-то брать топливо.
 
Варшава в этой ситуации "протянет руку" Киеву – берите газ с нашего СПГ-терминала или по Baltic Pipe. Это топливо "политически чистое" – не российское. Вот только заплатить за него украинскому бюджету придется существенно дороже, чем по тарифам "Газпрома", - заключает Игорь Юшков.
 
Автор: Максим Бут
 
Источник: Экономика сегодня, 15.02.2018

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики