Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Брюссельский синдром: "Северный поток-2" активизировал процесс создания энергетического союза ЕС

Брюссельский синдром: "Северный поток-2" активизировал процесс создания энергетического союза ЕС

Идея о создании энергетического союза ЕС вынашивается довольно давно. Ее основной смысл  заключается в получении Брюсселем наднациональных полномочий в определении энергетической политики европейских стран, объясняет эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Энергетический союз ЕС

В Еврокомиссии назвали положительным процесс создания энергетического союза внутри Евросоюза. Как заявил глава директората ЕК по энергетике Доминик Ристори, завершена работа над регулированием безопасности газоснабжения в ЕС и по заключению межправительственных соглашений на закупку энергии у третьих стран.
 
«Идея вынашивается уже довольно много лет в рамках ЕС. Смысл ее заключается в том, что евробюрократия пытается отвоевать у национальных правительств все больше полномочий, чтобы иметь возможностью  полностью определять энергетическую политику европейских стран. Сейчас отдельные решения на национальных уровнях, но в последнее время они все чаще переходят в Брюссель.
 
Импульс для активизации процесса создания энергетического союза ЕС дал газопровод «Северный поток-2». В свое время Брюссель с Германией за мандат на переговоры с «Газпромом» по будущему проекта. Но по действующему законодательству вопрос о создании инфраструктуры находится у национальных правительств, в то же время вопросы регулирования созданной инфраструктуры уже перешли на наднациональный уровень», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

Противники энергосоюза ЕС

И Брюсселю текущих полномочий все равно недостаточно – под видом энергетического союза ЕС они хотят единолично определять правила игры на энергетическом рынке, получая от национальных правительств только поступления в свой бюджет. А так как противники энергосоюза находятся в меньшинстве, процесс двигается в нужном Брюсселю направлении, хотя и очень болезненно, добавляет Игорь Юшков.
 
«Конечно, такие крупные страны как Германия, Франция, Италия, Австрия или Венгрия выступают за большую самостоятельность, но как только они задают вопросы о целесообразности создания такого союза, их начинают упрекать в дестабилизации ситуации и называть агентами Кремля. Кроме того, общая риторика, направленная на сохранение и развития ЕС, побеждает, поэтому лидеры будут продолжать двигаться в сторону дальнейшей интеграции, частью которой энергосоюз и является.
 
Стоит отметить, что некоторые страны пытаются продвинуть и другую форму создания энергосоюза, предлагая прописать общие правила, но полномочия в Брюссель не передавать. По большому счету вопрос о создании энергетического союза уже решен – такая структура рано или поздно появится. Основная же борьба сейчас заключается в том, насколько полными будут полномочия Брюсселя, какие вопросы будут регулировать там, а какие останутся на уровне национальных правительств», - резюмирует Игорь Юшков.
 
Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 20.02.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики